Posted 27 марта 2016, 10:30
Published 27 марта 2016, 10:30
Modified 31 марта, 03:52
Updated 31 марта, 03:52
Следственный комитет РФ планирует, что суд над предполагаемыми исполнителями убийства Бориса Немцова начнется в июле 2016 года. Сейчас обвиняемые активно знакомятся с материалами дела. Из них можно узнать, что бойцов батальона «Север» допрашивали об их отношении к событиям в редакции «Шарли Эбдо». А также, что Беслан Шаванов никогда не был бойцом этого спецподразделения.
Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, СК РФ планирует, что обвиняемые и их адвокаты закончат знакомиться с материалами дела в конце апреля или сразу после майских праздников. Если этого не произойдет, то следствие хочет через суд ограничить фигурантов расследования в сроках ознакомления с материалами до конца мая. Уже в июне предполагается отправить обвинительное заключение на утверждение в Генпрокуратуру, а судебные слушания должны начаться в июле 2016 года.
Из материалов дела следует, что Беслан Шаванов (погиб при задержании) никогда не был бойцом батальона «Север», как это предполагалось раньше. Он служил в полку по охране объектов нефтегазового комплекса Чечни (так называемый «нефтяной полк»), а 16 февраля 2015 года (за две недели до убийства Бориса Немцова) уволился по собственному желанию, сославшись на заболевание желудка. Из допросов лиц, знакомых с Шавановым и его родственников, выходит, что вплоть до появления в Москве накануне расстрела политика, он не был знаком ни с кем из фигурантов дела — за исключением Заура Дадаева. Согласно характеристике из полка, Шаванов был исполнительным полицейским, но ничем знаменательным не отметился- никаких наград не получил.
Другое дело Заур Дадаев. Чтобы получить его характеристику и личное дело, СК РФ пришлось обращаться не только в «Север», но и лично к главкому внутренних войск (ВВ) Виктору Золотову. После длительного ожидания следователи вначале получили оригинал досье на Дадаева из ВВ, а уже потом его копию из «Севера». Из материалов следовало, что Заур был одним из лучших бойцов батальона, принимал участие во множестве спецопераций, за проявленный героизм был награжден Орденом Мужества, медалью «За заслуги перед Чеченской республикой», медалью участника боевых действий на Северном Кавказе, Почетными грамотами и личной благодарностью от Рамзана Кадырова.
В декабре 2014 года Дадаев принимал участие в операции по освобождению школы и Дома печати в Грозном, захваченных боевиками. По его словам, во время штурма он получил контузию, в связи с чем в конце декабря 2014 года подал рапорт об увольнение. Приказ об увольнении был подписан 28 февраля, а 1 марта его удалили из списка служащих батальона.
На запросы о характеристиках на командира роты «Севера» Руслана Геремеева ответил только глава Шалинского района, на территории которого он и проживал. Чиновник сообщил, что Геремеева все знают как отличного семьянина, отца четверых детей, который всегда помогал нуждающимся, активно участвовал в общественной жизни района и т. д.
Следователи, чтобы собрать больше информации о заинтересовавших их бойцах «Севера», допросили и «кадровиков» батальона. Те характеризовали Дадаева только с положительной стороны. Тогда им стали задавать множество вопросов об отношении Заура и других бойцов к событиям во французском журнале «Шарли Эбдо», интересоваться, обсуждали ли они расстрел карикатуристов, насколько сильно религиозны военнослужащие, привлекшие внимание СК РФ, задевали ли их религиозные чувства высказывания Немцова о мусульманах и т. д.
Напомним, вначале, опираясь на признательные показания Заура Дадаева и Анзора Губашева (позже они от них отказались), СК РФ указывал, что Немцова убили за поддержку сотрудников журнала «Шарли Эбдо», публиковавшего карикатуры на пророка Мухаммеда. Однако потом выяснилось, что подготовка убийства политика началась еще в сентябре 2014 года, задолго до расстрела работников французского журнала. В результате в СК РФ стали полагать, что Немцова могли убить из-за его резких высказываний в целом о мусульманах.
Юрий Вершов