Posted 26 февраля 2016, 05:00
Published 26 февраля 2016, 05:00
Modified 31 марта, 04:12
Updated 31 марта, 04:12
Фигуранты дела об убийстве Бориса Немцова приступят к чтению томов расследования практически в годовщину смерти политика (он был застрелен в ночь на 28 февраля 2015 года). Потом начнется суд с участием присяжных. Слушания обещают быть интересными, поскольку и потерпевшие, и арестованные недовольны результатами работы СК РФ. Корреспондент «Росбалта» попытался выяснить, какие неожиданности могут ждать заседателей.
Геремеев: «Немцовым не интересовался, в Москве был в командировке»
По словам источника агентства, знакомого с ситуацией, командир роты батальона «Север» Руслан Геремеев уже выразил пожелание высказать свою версию событий на слушаниях. Скорее всего, Геремеев пришлет письменное заявление, его краткая суть стала известна «Росбалту». По версии комроты «Севера», во время следствия по «делу Немцова» он ни от кого не скрывался, а был задействован в спецоперации против участников незаконных вооруженных формирований, в том числе связанных с ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация), проводившейся в горной местности Чечни. Действительно в последнее время на территории этой республики было задержано несколько десятков лиц, имеющих отношение к ИГИЛ. Некоторым из них уже вынесены приговоры.
Об интересе к своей персоне в связи с «делом Немцова» Геремеев узнал из СМИ, эта информация вызвала у него удивление. По его словам, он никогда не интересовался личностью Немцова и никаких мотивов испытывать к политику неприязнь у него не было.
Согласно версии Геремеева, в Москве в начале 2015 года он находился в официальной командировке по обеспечению безопасности высокопоставленных представителей Чеченской Республики. В этой работе ему помогали подчиненный по батальону «Север» Заур Дадаев и еще целая группа чеченских силовиков. Все их передвижения по столице в основном были связаны с выполнением профессиональных обязанностей. После командировки Геремеев вернулся в расположение «Севера», откуда и был направлен для выполнения нескольких операций в горную местность. Поскольку Дадаев почти все время находился рядом с Геремеевым (и они вместе уезжали из Москвы), Руслан уверен, что и Заур к преступлению не был причастен.
Губашев: «В Немцова стрелял не Дадаев, а Шаванов»
Сам Дадаев (по версии СК РФ, он стрелял в Немцова), по данным «Росбалта», намерен на слушаниях огласить свое алиби на момент убийств политика. От признательных показаний, сделанных сразу после задержания, Заур уже отказался. Согласно его версии, 5 марта 2015 года, во время командировки в Ингушетию, он был задержан вместе с другим бойцом «Севера» Рустамом Юсуповым. Их вывезли во Владикавказ, где к Дадаеву на протяжении двух дней якобы применили пытки. Однако «сломался» он, когда в обмен на показания силовики пообещали отпустить на свободу Юсупова. (Последний, кстати, подтвердил на допросе факт удержания его и Дадаева в неизвестном месте в марте 2015 года). В результате Заур, по его словам, под диктовку сделал признание в убийстве.
От своих прежних показаний отказались и братья Анзор (по версии СК РФ, выполнял роль водителя в момент расстрела Немцова) и Шадид (как считает следствие, собирал информацию о политике) Губашевы. По их словам, оперативники сыграли на родственных чувствах, из-за чего они и признались. Анзору обещали, что после его показаний Шадид выйдет на свободу. А Шадиду обещали смягчение обвинения для Анзора.
Анзор Губашев во время предъявления ему обвинений в окончательной редакции вообще заявил, что в Бориса Немцова стрелял не Заур Дадаев, как это полагает следствие, а Беслан Шаванов (погиб при задержании). Корреспонденту «Росбалта» удалось ознакомиться с этими показаниями Губашева. Из них следует, что 27 февраля 2015 года Беслан Шаванов попросил «повозить его по городу Москве» на автомобиле «ЗАЗ-Шанс». Анзор согласился, после чего «с утра до вечера этого дня возил Шаванова» в указанные им места».
«Ближе к 23 часам 27 февраля мне на мобильный телефон со своего мобильного телефона позвонил Шаванов и попросил меня подъехать к Большому Москворецкому мосту, что я и сделал, — заявил Губашев на допросе в СК РФ. — Когда я въехал на мост, то увидел, что на его пешеходной дорожке падает мужчина. В этот момент от указанного мужчины отходил Шаванов, который сразу сел ко мне в автомобиль и мы уехали. Впоследствии мне стало известно о том, что вышеуказанным мужчиной, который упал на пешеходной дорожке Большого Москворецкого моста, является Немцов», — заявил Анзор Губашев.
Более подробно о роли, которую в убийстве Немцова сыграл Шаванов, Анзор Губашев, по данным «Росбалта», намерен рассказать на суде.
Свидетель: «Шаванов был завербован СБУ»
По данным «Росбалта», о странном появлении в Москве Беслана Шаванова намерен в своем заявлении указать и Руслан Геремеев. А еще один свидетель на суде планирует рассказать, что предшествовало появлению Беслана в столице. По данным «Росбалта», этот человек был дружен с Шавановым, которого он называл Бесиком. Со слов свидетеля, в декабре 2014 года Бесик, позвонив на мобильный с незнакомого номера, спросил, где он находится. Приятель Шаванова часто бывал в Краснодаре, в этом городе он находился и в этот раз. Такая новость Беслана очень обрадовала. Спустя несколько дней он перезвонил уже с вокзала и попросил его забрать оттуда.
Во время встречи, по словам свидетеля, Бесик рассказал ему такую историю. После увольнения из батальона «Север» Шаванов решил принять участие в боевых действиях на Украине. Он связался со знакомыми чеченцами, уже воевавшими там, те пообещали ему помочь прибыть на Украину. Однако сразу после появления в этой стране Шаванов и один его друг были задержаны сотрудниками СБУ.
Те вначале одели их в военные бушлаты и стали снимать на видео, чтобы потом показать по ТВ сюжет о захвате диверсантов из России. Но потом почему-то передумали. Причины отказа представителей СБУ от своих планов и то, как он оказался на свободе, Шаванов объяснять не стал.
По версии свидетеля, Бесик очень нервничал, говорил, что сопровождавший его на Украину друг остался в руках представителей СБУ. При этом у самого Беслана отсутствовал паспорт, поэтому он попросил знакомого купить ему на свой документ билеты на автобус. После этого Шаванов уехал в Чечню, но вскоре оказался в Москве и принял участие в нападении на Немцова. Свидетель не исключает, что после задержания на Украине Бесик мог быть завербован СБУ, а в качестве заложника там остался его друг.
Сам Шаванов уже никак не прокомментирует эту историю, поскольку погиб при задержании, а его уголовное преследование было прекращено.
Похитили топ-менеджера с VIP-аэродрома
Что касается двух других обвиняемых по «делу Немцова» — Тамерлана Эскерханова и Хамзата Бахаева, то их роль в убийстве Немцова выглядит несколько притянутой. Бахаев вообще в этом кругу чеченских силовиков и коллекторов человек случайный. Он, конечно, мог слышать от друзей Губашевых разговоры о подготовке и осуществлении устранения политика. Но в том, что Бахаев принимал участие в преступлении, есть большие сомнения у лиц, которые знакомы с делом.
Что касается Эскерханова, то, по мнению источника «Росбалта» в правоохранительных органах, ему можно было бы вынести не один приговор, но не за убийство Немцова, а по другим делам. Эскерханов был известен в Москве как своеобразный посредник между бизнесменами и чеченскими силовиками, прежде всего — Русланом Геремеевым. Тамерлан приносил ему так называемые темы, чаще всего связанные с крупными долгами. И если суммы Геремеева устраивали, то начинались силовые операции по выбиванию денег у должников.
По мнению источника «Росбалта», в частности в 2014 году Эскерханов и Геремеев были замечены на территории закрытого VIP-аэродрома «Внуково-3», где они прямо на летном поле «перехватили» топ-менеджера крупной госкомпании, только что прилетевшего из-за рубежа. Его под руки доставили в один из офисов, где топ-менеджер имел весьма неприятный разговор о судьбе суммы в $1 млрд. Примечательно, что стороны, вероятно, нашли полное понимание (по крайне мере, в правоохранительные органы топ-менеджер обращаться не стал).
Эскерханов и не скрывал, что когда его задерживали, он испугался, связав операцию в отношении него с коллекторскими проектами. Когда же ему заявили, что наручники надели из-за убийства Немцова, Эскерханов облегченно вздохнул, сочтя это неким недразумением.
Юрий Вершов