Posted 12 февраля 2016, 14:46
Published 12 февраля 2016, 14:46
Modified 31 марта 2024, 04:21
Updated 31 марта 2024, 04:21
Студенты МАДИ борются против объединения вуза с МАМИ. Петиция, размещенная в Сети, набрала уже более пяти тысяч подписей. Протестуют и студенты РХТУ им. Менделеева, которому грозит слияние с Институтом стали и сплавов (МИСиС). Под их обращением подписались уже более 17 тысяч неравнодушных. Минобразование утверждает, однако, что объединение — дело добровольное. Так ли это, и чего, в таком случае, опасаются преподаватели и студенты, выясняла корреспондент «Росбалта».
Как заявили в министерстве образования и науки, решение об объединении принимают сами вузы — на заседании ученых советов. Если все стороны «за», ведомство рассмотрит вопрос.
По мнению замминистра образования Александра Климова, у вузов, которые развивают разные направления и программы и держат курс на межпредметность, в современном мире гораздо больше перспектив. Брать пример чиновник призвал с ведущих зарубежных университетов. По его словам, наиболее динамично сегодня развиваются те из них, которые работают на стыке медицины, биологии, инновационных технологий.
Такой подход, возможно, уместен в медицине, но не в дорожном строительстве, считают авторы петиции в защиту суверенитета МАДИ. По мнению пяти тысяч подписавшихся, объединять ведущий отраслевой вуз с 85-летней историей, который знают работники транспортной отрасли во всем мире, с машиностроительным (МАМИ) просто недопустимо. Причина проста: это два совершенно разных направления подготовки. Попытки их объединения не лучшим образом скажутся на качестве образования. При этом, не лишним будет напомнить, что выпускники МАДИ строят дороги, тоннели, мосты, аэродромы, занимаются управлением дорожным хозяйством.
Руководство МАДИ комментировать ситуацию отказалось. Как заявил «Росбалту» источник в вузе, знакомый с ситуацией, сейчас вопрос о слиянии решается в Минобре. Первые подробности станут известны в начале следующей недели.
Защитники РХТУ им. Менделеева о перспективе объединения (по некоторым данным, речь идет об объединении с МИСиС) тоже говорят не иначе как об угрозе. В пример приводят уже имеющийся печальный опыт объединения химико-технологических вузов с непрофильными техническими вузами. «От Московского государственного университета инженерной экологии (ранее – Московского института химического машиностроения) в составе университета Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) через три года остался один факультет, который имеет тенденцию к последовательному сжатию. По факту работают 2-3 кафедры», - говорится в тексте петиции.
При таком подходе вскоре нам придется приглашать заграничных инженеров, поскольку соотечественники в лучшем случае будут обладать квалификацией помощников-лаборантов, опасаются в вузе.
«Дело не только в имени, дело в том, что тематика, по которой готовятся специалисты, у вузов разная. Кафедры, которые есть в РХТИ и по физической химии, и по общей технологии, отличаются от тех, что действуют в МИСиС. Слияние приведет к потере важных для РХТУ направлений», - объяснила директор рекламно-выставочного центра РХТУ им. Менделеева Майя Сиротина.
По ее словам, преподаватели и студенты в курсе, что без решения ученых советов объединения не будет. «РХТУ такое решение не поддерживает. Правда, уверенности в том, что министерство не сможет принять это решение какими-то иными методами, вынудив ученый совет проголосовать «за» объединение, у нас нет», - развивает свою точку зрения она.
«На самом деле мы прекрасно понимаем, как все происходит. Минобр приглашает ректоров, чтобы узнать их мнение о слиянии, а несогласным напоминает про ст. 278 п.2 Трудового кодекса — увольнение руководителя без объяснения причин. После того, когда ученые советы принимают решение о слиянии вузов, министерство, продолжая театральное представление, проводит комиссию по оценке рисков объединения. Комиссия, как ни странно, всегда приходит к выводу, что никаких рисков не существует. После этого на абсолютно добровольной основе происходит слияние, а дальше в течение нескольких лет объединенный вуз не работает, а занимается выяснением, кто главный: в ректорате, на факультете, на кафедре, в лаборатории. Дальше идет оптимизация, когда сокращаются преподаватели по близким специальностям. При этом, совершенно не обязательно сокращается управленческий аппарат», - заметил в свою очередь депутат Госдумы, член комитета по образованию Олег Смолин.
Таким образом, по словам парламентария, министерству образования, действительно, удастся немного сэкономить. Но какой ценой? По словам депутата, никаких подтверждений того, что крупные вузы лучше средних, а многопрофильные — специализированных, Минобр не дает.
«Причин настаивать на укрупнении у министерства образования две. Первая — так называемая оптимизация, и, в конечном счете, сокращение бюджетных мест, преподавательских ставок и расходов на них. Вторая — банальное удобство управления. Словом, паровоз для машиниста — другого объяснения я не вижу», - заключил Смолин.
В думском комитете по транспорту тоже высказались против объединения. «МАДИ готовит специалистов в области строительства дорог, аэропортов, мостов, МАМИ специализируется на машиностроении, металлургии. Объединять эти вузы все равно, что булочную с аптекой», - пояснили в профильном комитете ГД.
Председатель транспортного союза России Виталий Ефимов разделяет позицию недовольных политикой Минобра. «МАДИ — базовый транспортный вуз. Нужно ставить вопрос о его передаче под крыло Минтранса», - считает он.
По словам источника «Росбалта», пожелавшего остаться неизвестным, объединение МАМИ и МАДИ связано скорее с некоторыми имущественными вопросами. В частности, речь шла о престижном здании на Ленинградском проспекте, которое принадлежит автодорожному вузу. «Зачастую все эти слияния в конечном итоге выходят на интересы инвесторов, имущественный комплекс, лакомые земельные участки. В каждом втором случае эти факторы решающие. Хотя, официально эту позицию никто не озвучит», - заметил собеседник агентства.
Анна Семенец