Posted 22 января 2016, 09:00
Published 22 января 2016, 09:00
Modified 31 марта, 04:39
Updated 31 марта, 04:39
При курсе больше 80 рублей за доллар российской фармацевтической рознице грозит череда банкротств. Этот процесс не минует ни крупные сети, ни мелкий бизнес. Спасти отрасль от краха способны лишь грипп и аллергия, считают эксперты. Однако дешевых лекарств в аптеках потребителям больше не видать.
«Мы видим, как поставщики изымают из своих прайсов препараты из перечня жизненно важных, - заявил «Росбалту» глава НИИ организации здравоохранения при профильном столичном департаменте, член общественного совета при Минздраве РФ Давид Мелик-Гусейнов. - Конечно, аптеки обязаны выполнить норму по фиксированному ассортименту, но это всего 100 позиций, не слишком популярных у населения. Например, уголь активированный в капсулах. Но ни аптеки, ни дистрибьюторы не обязаны выполнять перечень жизненно важных лекарств, кроме как в части ценовых критериев. Поскольку от этого ассортимента можно отказаться, это и происходит на практике».
Эксперт подчеркнул: крупные аптечные сети, которые не имеют финансовой подушки, вертикальной системы в виде дистрибьютора или собственного производства, и завязшие в кредитах, уже испытывают финансовые трудности.
«Примерно 20% аптечных точек сейчас находятся в группе риска», - заявил собеседник «Росбалта». Речь не только о закрытии отдельных аптечных точек, но и о возможном банкротстве целых сетей.
«Процесс начался, многие крупные сети уже на грани», - заявил Мелик Гусейнов, добавив, что уже сейчас аптеки нередко задерживают зарплаты сотрудникам.
Как пояснил эксперт, зарплаты — первое, на чем владельцы аптек будут экономить. «На поставщиках не получится — они тут же пойдут в суд за признанием банкротства партнера. А вторая по значимости статья затрат — зарплата сотрудникам», - заметил он.
Пока вакансий в отрасли достаточно, чтобы высвобождающиеся кадры могли найти работу, считает собеседник «Росбалта». Однако все свободные позиции характеризуются более низким уровнем зарплат и большим объемом функций, чем раньше.
Определенные финансовые трудности в отрасли признала и исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Однако связывать происходящее с курсом эксперт не стала. «Аптека живет в отрицательном финансовом цикле, ее кредитуют товаром — дистрибьютор, производитель. Если аптека не справляется с оплатой в срок, дистрибьютор подает в суд, и суд обязывает ее выплатить эту сумму. В таком случае, в первую очередь, страдают сотрудники, потому что вся выручка аптеки за определенный период идет на погашение товарного кредита тому дистрибьютору, который подал в суд», - отметила Неволина.
Страдают и остальные дистрибьюторы, поскольку аптека не справляется с кредитными обязательствами перед ними. «В этом случае отдельные дистрибьюторы прекращают отгружать аптеке товар. Но на сегодняшний день в России достаточно дистрибьюторов и, как мы видим, даже несмотря на неплатежи, особенно это касается крупных аптечных сетей, дистрибьюторы продолжают отгрузку», - заметила эксперт.
Так, задолженность аптеки растет, но, тем не менее, она продолжает оставаться на плаву. Дистрибьютор тоже не в убытке — он кредитуется за счет производителя. «Эта схема от курса доллара, получается, не очень зависит. Крах может наступить в любой момент, когда у производителя просто закончатся деньги и он не сможет, не получив задолженность, продолжать выпуск продукции. Но, как мы видим, такого пока не происходит», - резюмировала Неволина.
Россияне продолжают интересоваться фармацевтическим бизнесом, считая его прибыльным. Как результат: закрывается аптек по-прежнему меньше, чем открывается, заявила она со ссылкой на данные Росздравнадзора.
Спасти аптеки от краха способны сезонные заболевания. «Сейчас мы видим повышение спроса на противовирусные препараты — превышен порог заболеваемости гриппом. Благодаря рекламе на ТВ, население отдает предпочтение противовирусным препаратам, которые, прямо скажем, не дешевые. Поскольку аптека получает их на условиях отсрочки платежа — как товарный кредит, вырученными деньгами она может расплатиться за прежние долги», - заметила эксперт.
Таким образом, как бы цинично это не звучало, в условиях падения рубля благодаря гриппу положение аптек немного выровнялось, отметила Неволина.
«Весной мы всегда видим всплеск спроса на противоаллергические средства, лекарства от заболеваний желудочно-кишечного тракта. До лета доживем, - заключила собеседница «Росбалта». - Летом, конечно, могут возникнуть проблемы, поскольку этот период всегда характеризуется снижением спроса. В нынешних условиях это может существенно ударить по аптекам. Осенью, к сожалению, спрос тоже восстанавливается достаточно сложно - простудные заболевания не сопровождаются всплеском спроса. Но там, глядишь, опять эпидемия гриппа, и, возможно, ситуация опять выровняется».
В первую очередь падение рубля отражается на производителях, у которых остается все меньше ресурсов для стимулирования продаж, заметила исполнительный директор «Аптечной гильдии». «Чтобы вы понимали крупные торговые сети, к сожалению, сегодня живут по тем же законам, что и торговые сети: все маркетинговые инструменты работают так же, как в торговле. Это и вход на полку, и приоритетное предложение определенного товара — нормальная практика в крупных сетях», - объяснила она.
Что касается малого бизнеса, он выживает за счет консультаций, высокой квалификации персонала. Но зачастую проигрывает в ценах, тогда как сегодня потребители к ним особенно чувствительны.
Небывалой популярностью в Сети пользуется список дорогих препаратов и их дешевых аналогов, который позволяет серьезно сэкономить, пополняя домашнюю аптечку. Однако на полках дешевые лекарства можно найти далеко не всегда. «Если у того дистрибьютора, который дает аптеке товарный кредит, их нет в ассортименте, взять их больше неоткуда. Производители препаратов, увы, не имеют своей логистической системы, чтобы доставить продукцию в каждую аптеку», - посетовала Неволина.
Наряду с потребителем проигрывает и производитель дешевых препаратов, потому что дистрибьютору они не интересны. «Система ценообразования, которая существует в торговле лекарственными средствами, к сожалению, убивает весь интерес заниматься дешевой продукцией. Мы неоднократно ставили этот вопрос. Скажем, в Великобритании, во многих странах Евросоюза на лекарства единая наценка. Независимо от стоимости лекарства аптека получает определенную маржу: за продажу любого препарата - 60 рублей. В этом случае Минздрав опасается, что с прилавков просто исчезнут препараты стоимостью до 50 рублей. Но они все равно уйдут из продажи», - считает эксперт.
«Представим, что аптека имеет наценку 30%: условную стоимость препарата 50 рублей умножаем на 30% и получаем 15 рублей прибыли. За аналогичный препарат стоимостью 500 рублей, даже при наценке в 20%, аптека получит 100 рублей», - объяснила собеседница «Росбалта».
Конечно, есть минимальный ассортимент, который построен по международным непатентованным наименованиям. Но в рамках этого перечня могут быть как дешевые, так и достаточно дорогие препараты. «Аптеки, как правило, останавливаются на среднем ценовом сегменте, и никакого механизма, который заставил бы их иметь в наличии дешевые препараты, сегодня нет», - подчеркнула она.
Таким образом, в трудном положении могут оказаться не столько сами аптеки, сколько потребители, а также рядовые работники сети, на которых бизнес будет экономить в первую очередь.
В Московском фармацевтическом обществе комментировать ситуацию в отрасли и вовсе отказались со словами: «Вы видели курс? Что тут комментировать?»
Анна Семенец