Posted 3 декабря 2015, 04:30
Published 3 декабря 2015, 04:30
Modified 31 марта, 05:14
Updated 31 марта, 05:14
В Тверской суд Москвы поступили материалы уголовного дела в отношении банкира и бывшего гендиректора хоккейного клуба «Спартак» Петра Чувилина и экс-сотрудника УФСБ по Москве и Московской области Юрия Ярославцева. Они обвиняются в том, что требовали у бизнесмена Олега Кузьмина $5 млн, обещая решить проблемы его структур с ЦБ РФ. Чувилин также интересовал оперативников как основной свидетель по делу об убийстве Руслана Ямадаева и покушении на банкира Александра Антонова. Беседовали с ним в СИЗО и в рамках расследования расстрела Бориса Немцова.
В окончательной редакции Чувилину, Ярославцеву и их знакомому Исмаилову были предъявлены обвинения по статьям УК РФ 30 и 159 (покушение на мошенничество). Материалы дела переданы на рассмотрение в Тверской суд Москвы. Дата предварительных слушаний еще не назначена.
По версии следствия, осенью 2014 года Чувилин узнал, что у одного из банков, подконтрольных Олегу Кузьмину, возникли проблемы с ЦБ, который ограничил работу кредитного учреждения. Тогда, согласно материалам дела, Чувилин вместе с бывшим контрразведчиком Ярославцевым и Исмаиловым предложил Кузьмину посодействовать в урегулировании конфликтной ситуации и организовать снятие всех ограничений со стороны Центрабонка. При этом троица ссылалась на свои многочисленные связи в руководстве ЦБ и в ФСБ, в том числе среди сотрудников, курирующих банковскую сферу.
За свои услуги Чувилин и его знакомые запросили $5 млн. Кузьмин решил проверить возможности «решальщиков» и быстро выяснил, что названные ими «друзья в ФСБ» на самом деле ничего про это не слышали. Более того, эти «друзья» посоветовали банкиру написать заявление, после чего он уже действовал под контролем контрразведчиков. 16 октября 2014 году Чувилин приехал к Кузьмину за первым траншем в размере $1,5 млн. После получения денег он был задержан. Следом за решетку отправили Ярославцева и Исмаилова.
По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, Юрий Ярославцев после того, как был уволен из УФСБ по Москве и Московской области, стал тесно общаться с теневыми банкирами, занимающимися незаконными обнальными и транзитными операциями. В частности, когда в 2008 году сотрудники МВД проводили обыске в банке «Крайний Север», то застали там Ярославцева, у которого был отдельный кабинет. По результатам работы было возбуждено уголовное дело об «отмывании» через «Крайний север» 10 млрд рублей.
Однако гораздо больший интерес для оперативников представляет Петр Чувилин. В разное время он имел отношение к деятельности почти десятка банков, в том числе являлся вице-президентом «Инкредбанка» и председателем правления банка «СТБ». Также Чувилин занимал пост гендиректора хоккейного клуба «Спартак». При этом он неоднократно фигурировал в различных уголовных делах.
В 2012 году Чувилин был допрошен СКР в рамках уголовного дела об убийстве Руслана Ямадаева и покушении на банкира Александра Антонова. Последний дал показания, что считает «заказчиком» преступления Чувилина. Подобные сведения подтвердил и бывший деловой партнер Чувилина Герман Горбунцов, на которого в 2012 году было совершено покушение в Лондоне.
С Антоновым у Чувилина даже состоялась очная ставка (протокол есть в распоряжении "Росбалта"). Там Антонов рассказал, что 26 января 2009 года в ресторане "Золотой" на Кутузовском проспекте состоялась встреча, на которой присутствовали также Чувилин, банкир Герман Горбунцов и Адам Делимханов. Все они обсуждали конфликтную ситуацию вокруг крупной суммы денег. Горбунцов вначале говорил, что Антонов должен выплатить им $50 млн. Однако потом в беседу резко вмешался Чувилин.
"Чувилин, наклонившись через Делимханова, прокричал: "Что ты молчишь, $106 млн надо отдать!", — заявил Антонов на очной ставке. По словам Антонова, платить он отказался, после чего на него было совершено покушение в Москве. А потом в столичном "Президент-Отеле" Чувилин вместе с "лицом кавказской народности" повторил требование о необходимости выплаты $106 млн. В результате он вынужден был подписать документ о том, что обязуется отдать соответствующую сумму.
Сам Чувилин на очной ставке подтвердил, что знаком с депутатом Госдумы Адамом Делимхановым. "Однако кто его пригласил на встречу в ресторан "Золотой", — я не знаю", — заявил тогда свидетель. По утверждениям Чувилина, во время беседы в "Золотом" действительно обсуждались финансовые отношения всех участников застолья, но подробностей разговора он не помнит. На вопрос, были ли во время этой встречи высказаны угрозы в адрес Антонова, Чувилин сообщил: "Я точно не помню, по-моему, нет". Также он пояснил, что никаких $106 млн от Антонова не требовал и никогда не угрожал ему. Согласно версии Чувилина, Антонов добровольно подписал все документы "в присутствии советника президента Чеченской республики Хизриева".
Расследованием убийства Ямадаева и покушения на Антонова занимается следователь СКР Николай Тутевич, которому было поручено и дело о расстреле Бориса Немцова. Причем в обоих делах некоторые фигуранты пересекаются. Так, в материалах расследования о нападении на Руслана Ямадаева упоминается сенатор Сулейман Гуремеев, который является близким родственником командира роты батальона «Север» Руслана Геремеева - фигуранта «дела Немцова». По данным «Росбалта», оперативники из следственной группы по «делу Немцова» беседовали в СИЗО с Чувилиным, после чего они смогли получить фотографии, на которых Чувилин запечатлен вместе с Геремеевым, Делимхановым и рядом других чиновников из Чечни.
Юрий Вершов