Posted 15 октября 2015, 12:58
Published 15 октября 2015, 12:58
Modified 31 марта, 05:52
Updated 31 марта, 05:52
Военно-следственное управление СК РФ закрыло последнее уголовное дело, одним из главных фигурантов которого являлся Анатолий Сердюков. Речь идет о расследовании о злоупотреблениях при закупке мебели для Краснодарского президентского кадетского училища. Поставки в него осуществлялись через благотворительный фонд, который возглавлял экс-министр обороны.
Как сообщил «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, более чем за год, прошедший с начала возбуждения дела, в нем так и не появились обвиняемые. По словам собеседника агентства, в начале расследования были допрошены сам Сердюков и бывший директор департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева. Летом 2015 года на допросах побывали бывшие сотрудники Минобороны, отвечавшие за «кадетское» направление в военном ведомстве, а также экс-руководители различных училищ. У всех них интересовались, располагают ли они какой-либо информацией о махинациях при поставке мебели для учебных заведений, в частности - для Краснодарского президентского кадетского училища. Однако все отвечали отрицательно. Срок следствия по данному делу истек в августе, но его решили и вовсе закрыть. По версии источника «Росбалта», следствию так и не удалось найти каких-либо доказательств наличия состава преступления в действиях фигурантов дела.
Почти весь 2013 год ГВСУ СКР выносило постановления об отказе в возбуждении дела о преступлениях при поставках мебели. Главная военная прокуратура с завидным упорством эти постановления отменяла. Потом позиция следователей неожиданно поменялась. Они все-таки возбудили дело по статьям УК РФ 30-й и 165-й (покушение на причинение ущерба путем обмана), 201-й (злоупотребления полномочиями) и 285-й (злоупотребления должностными полномочиями). В материалах ГВП говорилось, что Анатолий Сердюков (как распорядитель бюджетных средств, выделенных Минобороны) «использовал свои полномочия вопреки интересам службы» и «требованиям законодательства о защите конкуренции и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд, дав согласие на поставку мебели в училище за счет средств фонда».
По мнению прокуратуры, в действиях Сердюкова усматривались признаки состава преступления, предусмотренного статье 285 УК РФ. Однако ГВСУ возбудило дело не в отношении конкретных фигурантов, а только по факту преступлений.
По версии ГВП, в 2012 году департамент образования Минобороны, возглавляемый Екатериной Приезжевой, проводил конкурс на поставку мебели для Краснодарского президентского кадетского училища (КПКУ). Его победителем было признано ООО "Иску Интерьер М". Однако другой участник конкурса – ООО "Дикон" — оспорил такое решение в Федеральной антимонопольной службе, посчитав, что подчиненные Приезжевой заранее задали такие условия для победителя конкурса, что выиграть его могло только ООО "Иску Интерьер М". ФАС, согласившись с такими доводами, в августе 2012 года признала победителем конкурса ООО "Дикон", которое должно было предоставить мебель КПКУ за 124 млн рублей. Однако бизнесмены с удивлением узнали, что весь товар в училище уже поставило ООО "Иску Интерьер М". Причем за 160 млн рублей.
Прокуроры установили, что летом 2012 года Екатерина Приезжева обратилась с ходатайством к Анатолю Сердюкову о поставках мебели для училища за счет благотворительного фонда "Помощь и милосердие", главой попечительского совета которого являлся министр обороны. А тот дал на это согласие. Деньги фонда за мебель поступили ООО "Иску Интерьер М".
"Разбирательства вокруг проведенного конкурса затянулись, стало ясно, какую бы фирму не признали победителем, она не успеет к 1 сентября 2012 года поставить мебель, — рассказал источник агентства, знакомый с ситуацией. — А на этот день было запланировано торжественное открытие училища, должен был начаться учебный год. И что кадетам на полу сидеть? В таких условиях нужно было принимать какое-то срочное решение. В результате средства на покупку мебели пустили из благотворительного фонда. Заметьте, это были не бюджетные средства. А купили ее у фирмы, у которой уже все необходимое было готово. Ну и где тут состав преступления?".
Напомним, несмотря на множество уголовных дел о хищениях в Минобороны на миллиардные суммы, экс-главе военного ведомства предъявили обвинения по самому незначительному из них — о строительстве силами Минобороны дороги к частной базе отдыха "Житное" (Астраханская область) и об ее последующем озеленении (ущерб 56 млн рублей).
Как уже сообщал "Росбалт", на допросах экс-министр обороны заявил, что база отдыха "Житное" фактически являлась военным объектом. Планировалось, что там будут отдыхать военнослужащие после учений на расположенном рядом полигоне Ашулуг. Для их удобства и была построена дорога. Изначально следствие поставило такие показания под сомнения. Однако позже неожиданно изменило свою позицию.
Группа бывших подчиненных Сердюкова из Минобороны дала показания, что в военном ведомстве проходили совещания о том, что на базе будут расслабляться военные, а для улучшения их транспортировки на "Житное" необходимо построить дорогу. Такие показания следствие сочло убедительными. Благодаря им выстраивалась уже другая картина преступления: дорога строилась для нужд военнослужащих, а не зятя Сердюкова Пузикова, и единственный просчет экс-министра обороны заключался в том, что трассу "не легализовали". То есть — не оформили официально и не поставили на баланс Минобороны.
В результате следствие сочло, что данные деяния подпадают уже не под статью 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями), по которой изначально было возбуждено дело и грозившей Сердюкову крупным сроком, а под статью 293 УК РФ (халатность). Сердюкову инкриминировали именно статью 293 УК РФ. А эти обвинения попали под принятую Госдумой амнистию.
Александр Шварев