Posted 12 сентября 2015, 05:50
Published 12 сентября 2015, 05:50
Modified 31 марта, 06:19
Updated 31 марта, 06:19
Следственный комитет (СК) РФ может предъявить арестованным по делу об убийстве Бориса Немцова новое серьезное обвинение – в посягательстве на жизнь общественного деятеля, предусматривающее наказание вплоть до высшей меры. В последних материалах дела уже появились соответствующие формулировки. Оказавшись перед угрозой получить «вышку», один из обвиняемых - Хамзат Бахаев - подал заявление о заключении досудебного соглашения.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, СК РФ рассматривает возможность инкриминировать фигурантам «дела Немцова» дополнительно статью 277 УК РФ (посягательство на жизнь общественного деятеля). Пока они обвиняются по статьям УК 105 (убийство) и 222 (незаконное хранение оружия). В качестве аналогии собеседник агентства привел дело о нападении на Анатолия Чубайса, совершенное в 2005 году. Тогда бывшему сотруднику ГРУ Владимиру Квачкову и его знакомым инкриминировали вместе со статьями УК 30 и 105 (покушение на убийство) еще и 277-ю.
Стоит отметить, что если ранее в материалах дела жертва обозначалась просто как «Немцов Б.Е.», то в последних постановлениях СК, с которыми удалось ознакомиться «Росбалту», формулировки значительно поменялись. «Уголовное дело № 201/403 114-15, возбужденное по факту убийства в г. Москве известного политического и общественного деятеля Немцова Б.Е.», - говорится в «свежих» материалах расследования. То есть следствие уже документально признало, что имело место нападение на общественного деятеля, и осталось только оформить данный факт процессуально в виде предъявления соответствующего обвинения. Источник «Росбалта» отмечает, что произойти это может при предъявлении обвинений в окончательной редакции.
Статья 277 является одной из самых «суровых» статей УК РФ и соседствует со статьями 276 (шпионаж) и 278 (насильственный захват власти). По ней предусмотрено наказание вплоть до смертной казни, на исполнение которой в РФ наложен мораторий.
Похоже, что перспектива получить «вышку» озадачила отдельных обвиняемых по делу. Как уже сообщал «Росбалт», в начале сентября СК РФ сделал арестованному Хамзату Бахаеву предложение о сделке: в обмен на подробный рассказ об известных ему фактах, связанных с убийством Немцова, он, не имея значительной роли в этой истории, будет привлечен только за укрывательство. По словам источника агентства, Бахаев после раздумий подал заявление о заключении досудебного соглашения. Впрочем, состоится ли сделка с правосудием, пока неясно. Бахаев отказывается давать какие-либо показания, пока не подпишет соглашение. А Генпрокуратура не может оформить сделку, не зная, что сообщит обвиняемый. Тем более что сам Бахаев постоянно меняет позицию: то он хочет заключить соглашение, то нет.
Как рассказал собеседник «Росбалта» в правоохранительных органах, СК РФ не планирует делать из предполагаемого исполнителя преступления Заура Дадаева еще и организатора убийства и тем самым оставлять дело без «заказчика». В конце расследования материалы в отношении не установленных пока заказчиков будут выделены в отдельное производство, и СК РФ продолжит работу в этом направлении.
А пятеро предполагаемых исполнителей отправятся в суд. Они будут обвиняться в совершении убийства по найму, также им могут инкриминировать посягательство на жизнь общественного деятеля. Поскольку, по версии следствия, исполнители работали за деньги, то мотивы убийства останутся в выделенных материалах в отношении заказчика, который и знал, за что он поручает расправу над оппозиционным политиком.
Мотивом убийства точно будет не месть за поддержку Немцовым журналистов Charlie Hebdo, поскольку несколько свидетелей дали показания, что подготовка убийства началась не позднее октября 2014 года - то есть более чем за два месяца до расстрела французских карикатуристов. В СК РФ рассчитывают, что к окончанию расследования у следователей будет одна из главных улик - пистолет, из которого стреляли в Немцова. Известно, что он был выброшен одним из фигурантов дела в водоем в Московском регионе. Но пока оружие найти не удалось.
Герман Александров