Posted 18 августа 2015, 13:50
Published 18 августа 2015, 13:50
Modified 31 марта, 06:43
Updated 31 марта, 06:43
«Минобразование вводит ЕГЭ для начальной школы». Такими заголовками на днях шокировали своих читателей СМИ. Но, как оказалось, схема, по которой предлагают проводить единую аттестацию федеральные чиновники, если и напоминает ЕГЭ, то весьма отдаленно. Что представляет собой централизованная проверка знаний, которую предлагает Минобразование, и чего ждут от ее внедрения эксперты, выясняла корреспондент «Росбалта».
«Всероссийские проверочные работы будут проводиться школами на основе уже привычных для учащихся и учителей контрольных, самостоятельных работ, сочинений и других форм, используемых школами для промежуточной аттестации», - сразу заверили «Росбалт» в министерстве. Ни о каком ЕГЭ в начальных классах ведомство не помышляет.
Более того, в пресс-службе подчеркнули: «не идет речи и о внедрении каких-либо новых экзаменов и дополнительных проверочных мероприятий - нагрузка на школьников увеличена не будет».
Всероссийская проверочная работа будет проходить ровно в том формате, к которому привыкли и ученики, и педагоги, с одной лишь разницей — правила и контрольно-измерительные материалы (КИМ) для всех школ страны будут едиными.
«Для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9 и 11 классах. Для школы и педагогов это в первую очередь – возможность помочь отстающим ученикам и повысить уровень собственной квалификации», - пояснили в Минобре.
Эксперимент планируют провести на учащихся четвертых классов уже в новом учебном году. Сдавать выпускники начальной школы будут три предмета: русский язык, математику и окружающий мир.
«По итогам апробации с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017 – начальной и основной школы», - отметили в ведомстве.
Особое внимание в Минобре обратили на то, что писать проверочные работы школьники будут в своей школе, в своем классе под присмотром учителя, а полученная отметка будет точно так же влиять на итоговую отметку в четверти или в году, как и любая другая отметка за контрольную работу.
День проведения такой проверочной работы школа будет вправе выбрать самостоятельно.
Ранее замминистра образования и науки Наталья Третьяк заявляла СМИ, что результаты такой проверки позволят понять, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОСа находится школа, класс и ребенок. Чиновница не исключила и выборочной проверки работ министерством.
Речь идет о том, что многие регионы давно применяют на практике, заметил в свою очередь директор ЦО «Царицыно» Ефим Рачевский. В частности, Москва. «В рамках создания всероссийской системы оценки качества образования, которая заложена в стратегии развития образования на долгосрочный период, как раз проходит измерение (даже тестированием назвать это не могу, потому что это не тестовая система) уровня освоения образовательных программ. В Москве это идет лет пять, если не больше, так что ничего нового предложение Минобра не несет», - подчеркнул собеседник агентства.
По словам эксперта, это нормальная процедура. В Великобритании, скажем, национальный письменный экзамен проводится в 10, 14 и 16 лет.
Целесообразность единой проверки Рачевский объяснил так: «Традиционно, когда учителя начальной школы выпускают детей, они родителям говорят: «Вот перейдете в пятый класс, жизнь медом не покажется». Учителя пятых классов, в свою очередь, восклицают: «И чему только вас учили в начальной школе!» Независимая внешняя оценка позволяет этого идиотизма избежать».
Поддержал федеральных чиновников и депутат Госдумы РФ Олег Смолин. «В советский период одно время дети сдавали экзамены чуть ли не в каждом классе, начиная с основной школы. Если сейчас это будет классическая контрольная по математике, диктант по русскому языку, и, скажем, устный ответ по предмету «Окружающий мир», и при этом к детям будут относиться как к детям, а не как к зэкам, которых нужно проверять и досматривать, ничего плохого я в этом не вижу», - отметил парламентарий.
Сами же педагоги восприняли предложение ведомства с меньшим оптимизмом. Они опасаются дополнительной бюрократии и считают, что самим школьникам эта затея ничего не принесет.
Как рассказал «Росбалту» учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, сейчас проверка знаний в школах происходит следующим образом: существуют внутренние контрольные и внешние — так называемые срезы. Первые целиком отданы на откуп школам: задания (которые все чаще составляются по материалам с сайта ФИПИ), проведение, оценка. Это прямо прописано в законе «Об образовании». Вторые проходят по заданиям, спущенным региональными структурами.
«Срезы сейчас проводятся исключительно по схеме ЕГЭ», - заметил собеседник агентства. На проверку такие работы также отправляются «наверх»: оценивают здесь скорее не школьников, а школы.
«У ЕГЭ была простая идея: не сдавать два экзамена — выпускной и вступительный. Какое основание у чиновников есть сейчас, чтобы нарушить закон (как пояснил эксперт, то, что промежуточная аттестация находится исключительно в компетенции школ, прописано в законе «Об образовании») и заставить школы писать контрольные не по своим материалам, а на всю страну одинаково?» - недоумевал Луховицкий. Складывается впечатление, что чиновники просто хотят, чтобы им еще раз в чем-нибудь отчитались, резюмировал эксперт.
«При советской власти раз в три месяца тоже рассылались контрольные работы, которые по всей стране писали чуть ли не в один день. Но даже тогда для школы существовали возможности - причем совершенно легальные, понятные - отказаться от проведения контрольной, сославшись на экспериментальную программу или что-то еще. Сегодня же, когда каждая проверка знаний требует электронной отчетности, сделать это будет сложнее - электронная форма не предполагает объяснений», - заметил собеседник «Росбалта». Словом, кроме лишней бюрократии, по мнению эксперта, педагоги от предложения Минобра ничего не ждут.
Критически отнесся к инициативе и научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Понятно, что есть проблема качества образования, но, по мнению Адамского, то, что предлагает министерство - попытка простыми способами решать сложные задачи.
Если говорить о самой идее, по словам эксперта, для детей она опасна потерей мотивации. «Дело в том, что мотивация к учебе в раннем возрасте лежит внутри самого процесса обучения. Надежда на то, что проверочные работы усилят мотивацию — ошибочна», - подчеркнул он.
Непонятны собеседнику агентства и детали нововведения. «Проводиться контрольные будут по единым материалам, но в разные сроки. Будучи директором школы, конечно, я придержу сроки, посмотрю материалы, по которым писали контрольные в соседней школе. Но удержусь ли я от соблазна натаскать учеников? И какой тогда в этом смысл?» - недоумевал эксперт.
Более того, проверять контрольные и диктанты будут все те же школьные учителя. «Независимый внешний экзамен имеет смысл только в том случае, если он полностью внешний, и полностью независим от самой школы. Иначе получается: кто учит, тот и проверяет. Мы много раз это проходили — не работает», - подчеркнул Адамский.
«И уж точно не удержатся ни органы управления образованием, ни органы власти от административных выводов по поводу результатов», - добавил он.
Несмотря на то, что введение единой аттестации, казалось бы, дело решенное, никаких документов в Минобре на этот счет пока нет. По крайней мере, в пресс-службе ведомства не смогли «Росбалту» их ни назвать, ни предоставить. Таким образом, пока не ясно, кто и по каким показателям будет оценивать успех эксперимента, который грозит учащимся четвертых классов, и во сколько стране обойдется переход на новую, единую систему оценки знаний.
Анна Семенец