Posted 5 июня 2015, 12:24

Published 5 июня 2015, 12:24

Modified 31 марта, 07:46

Updated 31 марта, 07:46

Деньги на добро в обмен на шарик

5 июня 2015, 12:24
На протяжении нескольких месяцев волонтеры благотворительного фонда «Время» собирали пожертвования у метро ВДНХ. Пока историей не заинтересовались местные жители, заподозрившие в благотворителях мошенников.

На протяжении нескольких месяцев волонтеры благотворительного фонда «Время» собирали пожертвования у метро ВДНХ. Сердобольные граждане расставались с деньгами с радостью, меняя их на воздушный шарик и чувство глубокого удовлетворения от доброго поступка. Дальнейшая судьба денег никого, кажется, не интересовала. Дела у фонда шли в гору до тех пор, пока историей не заинтересовались местные жители, заподозрившие в благотворителях мошенников.

Внимание к деятельности фонда привлекла Лиза Васильева. Ежедневно встречая волонтеров по пути с работы, девушка заинтересовалась деятельностью благотворителей. Оказалось, что фонда с таким названием - «Время» - не существует. Васильева обратилась за разъяснениями в полицию.

«В конце марта я написала несколько обращений: в префектуру СВАО и Управу Останкинского района, в МВД, и до кучи отправила сообщение ВДНХ. Прошел месяц. Мне пришли официальные ответы на бланках организаций - все свелось к тому, что Управа района разрешения на проведение акции не выдавала, заявление передано в ОМВД по Останкинскому району и рассматривается. ВДНХ отвечает только за свою территорию (и дела им нет, что все происходит прямо перед главным входом)», - написала девушка на своей странице в соцсети.

Благотворители собирали средства, не имея ни свидетельства о регистрации фонда — он был зарегистрирован лишь 28 апреля, ни конечного получателя (скрин со страницы Майорова).

Информацию о деятельности фонда до недавнего времени можно было почерпнуть из официальной группы в соцсетях: фотографии, приглашения к участию и даже стихи, написанные, собственно, президентом БФ. И никакой отчетности. Сейчас и этот источник иссяк - его заблокировали «за резкую смену тематики администраторами». Сайта у фонда нет — ссылка, указанная в сообществе, не активна.

Пользователи соцсетей, блоггеры заподозрили в благотворителях мошенников. На фонд «Время» и его президента Дмитрия Майорова начались нападки со стороны возмущенной общественности. Страницу благотворителя в соцсети украсили нелестные высказывания. Меж тем, сам глава БФ «Время» говорит, что ни от кого не скрывается и намерен продолжать работу.

Корреспондент «Росбалта» отправилась в офис фонда, чтобы получить комментарий к происходящему. Встрече предшествовал телефонный разговор, в ходе которого Майоров заявил о готовности показать всю отчетность фонда.

Офис расположен по адресу: ул. Академика Королева, 13, корп. 1. У проходной встречает молодой человек — президент БФ «Время». Миновав шлагбаум, оказываемся на задворках здания. Офис фонда больше похож на складскую подсобку: вокруг крепкие мужчины разгружают какую-то аппаратуру с тележек, перед входом в «святая святых» - холодильники с мороженным.

С порога переходим к делу. Никакой отчетности в офисе не нашлось. Майоров развел руками: сейчас все в бухгалтерии. Единственными документами, которые оказались на месте, были свидетельство о регистрации фонда, документы на поставку фонду груза с одеждой на 70 тыс. рублей и накладные с незаполненной строкой получателя. По словам президента фонда, это отчетность по Шатурскому реабилитационному центру, куда волонтеры недавно ездили с визитом.

«У нас есть, так сказать, точка сбора, где сидит администратор (синяя шестерка с неисправным двигателем — личный автомобиль Майорова, который стоит у выставки круглые сутки - «Росбалт»). Они (волонтеры - «Росбалт») приносят все под запись, все под роспись. Потом деньги поступают на расчетный счет», - объяснил Майоров принцип работы с деньгами.

На вопрос о том, сколько средств уже собрано и находится на счету, собеседник агентства ответить затруднился. О том, сколько получают волонтеры — тоже. Со слов Майорова, волонтерам платят за помощь по 200-300 рублей. За какой период — час, день — выяснить так и не удалось. При этом президент фонда подчеркнул, что «сейчас никакой наличности» - видимо, деньги отправляются волонтерам на карту или те работают за еду. Но это тоже осталось загадкой: давать прямые ответы на прямые вопросы глава фонда «Время» был не склонен.

При этом он подчеркнул: «шарики не продаются»! Любой может просто подойти и взять шарик, помощь фонду — на личное усмотрение.

Правда, сейчас акции по сбору средств временно прекратились в связи с нападками в соцсетях. «Мы выложим в Сеть все отчеты и возобновим работу», - заявил президент БФ «Время». Сайт с исчерпывающей информацией о деятельности фонда, заработает уже на этой неделе, пообещал он.

«Мы хотим открыть онкологическую больницу. В то же время, мы просим всех помочь детским домам», - озвучил Майоров цели фонда. Однако какой-то конкретной программы у фонда нет: «сейчас все ставится».

О том, как на самом деле должны проходить подобные акции и как отличить благотворителей от мошенников, корреспондент «Росбалта» спросила директора фонда «Подари Жизнь» Екатерину Чистякову. «Благотворительные фонды в большинстве своем не собирают деньги на улице: ни просто так, ни в обмен на какие-то мелкие сувениры. Если вы встретили кого-то на улице с шариками, скорее всего, это не благотворительный фонд, а совершенно непонятные люди», - заметила собеседница агентства.

Предъявленные документы, по словам Чистяковой, должны быть именно от благотворительного фонда. «Организация, зарегистрированная как «ООО», и собирающая пожертвования — это люди, которые просто по закону имеют право извлекать прибыль из тех денег, которые они собирают. Благотворительные организации по закону не имеют право этого делать», - заметила она.

Собеседница агентства согласилась: сайты у благотворителей появляются, конечно, не в первую очередь — это требует какого-то времени. Но свидетельство о регистрации, контакт с благополучателями и полная отчетность – непременные и первоочередные составляющие работы. «Отчетность по поступлениям должна быть обязательно. Причем, по закону, БФ может потратить на свою деятельность не больше 20% от собранной суммы, - подчеркнула Чистякова. - Каждый жертвователь может прийти и спросить: поступили ли деньги на счет организации, или ушли в карман тому, кто их собрал».

Также она объяснила: в ходе уличных акций с каждым, кто пожертвовал деньги, волонтеры должны заключить договор, составить приходный ордер. Либо на месте сбора средств должен быть установлен кеш-бокс - с разрешения администрации магазина, района, парка. Также необходимо сформировать комиссию, которая с определенной периодичностью вскрывает бокс, составляет акт об изъятии средств с указанием конкретной суммы. Документы о внесении их на расчетный счет тоже должны быть», - подчеркнула директор БФ «Подари жизнь».

Что же касается Майорова и его фонда, делать выводы здесь — прерогатива правоохранителей. Однако, по словам Васильевой, вмешиваться в ситуацию они не спешат. Недавно девушке поступил «дополнительный ответ» из префектуры СВАО. По обращению от 26 марта сотрудники УВД по СВАО и отдела МВД по Останкинскому району провели проверку: фонд зарегистрирован, собирает деньги на больных детей, в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.

«Их не смущает, что фонд был зарегистрирован 28 апреля этого года, тогда как «пожертвования» ребята собирали с февраля! А мое обращение «от 26.03.2015»! Полный сюрреализм», - написала Васильева на странице в соцсети.

Между тем Дмитрий Майоров намерен продолжать начатое. Он убежден, что судить их нужно «не по работе, а по результату», и искренне не понимает нападок в свой адрес. О том, как дорого благотворительным фондам обходится доверие со стороны граждан, как долго они его завоевывали и насколько оно ценно, молодой человек, вероятно, не вполне понимает.

Анна Семенец

Подпишитесь