Posted 27 апреля 2015, 14:15
Published 27 апреля 2015, 14:15
Modified 31 марта, 08:20
Updated 31 марта, 08:20
Земли для крупных инвестроектов начнут выдавать без торгов, а транспортным проектам, которые превысили оговоренные лимиты, добавят денег. О том, как столица строится в кризис, рассказал заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Несмотря на все сложности, столица сохранила объемы адресно инвестиционной программы, принятой на три года: 700 объектов — 1,13 трлн рублей. Только в этом году к вводу готовится 590, отметил Хуснуллин.
Строительство за счет бюджета дает серьезный толчок для привлечения инвестиций, уверен чиновник. Задача города — создать для бизнеса комфортные условия.
Для реализации масштабных инвестпроектов городские чиновники пошли на законодательные изменения, дающие возможность в том числе предоставлять земли под такие проекты без конкурса. Перечень проектов пока в разработке. «Уже сейчас мы точно понимаем, что это Третий пересадочный контур, МКЖД, линия от Новаторов до Коммунарки», - отметил глава столичного стройкомплекса.
Он убежден: это серьезный шаг к развитию территорий. Ночной кошмар любого инвестора, если строить приходится на стыке федеральных, столичных, ведомственных или частных земель, признался Хуснуллин. Как собрать всех собственников, чтобы на одной территории организовать максимально выгодный для города проект? Как осуществлять управление, когда на одной территории — 5-6 интересантов. Как межевать землю? «Масштабный инвестиционный проект» должен ответить на все эти вопросы.
Чиновник признал, что бизнес откликается на подобные шаги со стороны городских властей. Так, турецкие компании, которые издревле были подрядчиками, в кризис неожиданно решили выступить в новой для себя роли - инвестировать в строительство гостиниц, торговых центров, жилья, транспортно-пересадочных узлов.
Словом, ситуация в российской экономике инвесторов не пугает. Сейчас город обсуждает с китайской компанией CRCC — второй в Поднебесной по объемам транспортного строительства с выручкой в 100 млрд долларов в год — технические условия контракта на строительство участка от ул. Новаторов до Коммунарки.
«В прошлом году мы заключили прорывное соглашение на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, - напомнил Хуснуллин. - Раньше же все инфраструктурные объекты строились только за бюджет».
Готовятся к утверждению территориальные схемы «новой» Москвы. В первом квартале прошли публичные слушания. «До конца этого полугодия мы планируем представить схемы на утверждение, а до конца года - подготовить соответствующие корректировки в столичный Генплан», - заметил глава стройкомплекса.
По словам чиновника, принятие территориальных схем со всеми дорогами, коридорами инженерных сетей, станет новым этапом в развитии присоединенных территорий и фактически «откроет» «новую» Москву для инвестиций.
Принципиальное решение — не сокращать объемы - было принято мэром Москвы в части транспортного строительства. Если строители превысят взятые на себя обязательства на 2015 год, градоначальник распорядился выделить им дополнительное финансирование. «Почему мы на это идем? Материалы стали дорожать, значит, чем быстрее мы строим, тем меньше тратим бюджетных денег», - пояснил заммэра.
Он подчеркнул: практически по всем дорожным объектам строители идут с опережением графика.
До конца года в городе откроются 8 новых станций метрополитена. Так, уже в мае заработает подмосковная станция «Котельники», в сентябре введут первый «новомосковский» участок - «Румянцево» - «Саларьево», а в ноябре запустят станцию «Технопарк», строящуюся на действующей линии подземки.
«Очень тяжело идет Люблинско-Дмитровская линия — самая глубокая, сложная. Мы планировали запустить участок от «Марьиной рощи» до «Петровского парка» в декабре текущего года. Пока отстаем от графика, но не существенно. Рельсы уложены, идет монтаж оборудования — сомнений в том, что линия будет запущена нет. В крайнем случае, строительную часть мы закончим декабрем, а пусконаладку — в начале следующего года», - отметил Хуснуллин.
В следующем году ко вводу планируется участок Калининско-Солнцевской линии от «Солнцево» до «Парка Победы». Параллельно будет введен первый участок Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до «Петровского парка», который соединят с Калининско-Солнцевским.
Подписан контракт: город приступил к проектированию и строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на МКЖД. «Работа, наконец, встала на рельсы. К концу 2016 года мы хотим завершить проект — одновременно запустить 54 км линии. Ни один мегаполис в мире не может похвастать подобным», - подчеркнул чиновник.
По словам главы стройкомплекса, в состоянии проектных работ находится 186 км метро. «Мы уже сейчас проектируем на перспективу: ответвление до «Внуково», продление ветки от «Коммунарки» в сторону Троицка, метро на территории Рублево-Архангельского, где сейчас строится центр Сбербанка», - заметил он.
Несмотря на внушительные результаты, сегодня не все так радужно: не хватает строителей, не хватает проектировщиков, признался глава стройкомплекса. Только для строительства метрополитена городу нужно без малого 5 тыс. проектировщиков и 15 тыс. строителей, при том, что 35 тыс. сегодня работают.
Но самая острая проблема градостроителей — недостаток финансирования.
Конечно, глядя на то, с каким размахом Москва сегодня строит и проектирует, о проблемах не думается. Продолжает разрастаться Сити: порядка полумиллиона квадратных метров до конца года и около пяти миллионов — в проекте. Продление Краснопресненской набережной, новый высотный комплекс на месте элеватора и преобразование промзоны вдоль Шелепихинской набережной вплоть до Звенигородки — лишь малая толика того, что задумали городские власти.
Началась полноценная стройка парка «Зарядье» - поставлены краны. Город приступил к строительству большой филармонии на 1,5 тыс. зрителей, обещающей стать одной из лучших в мире.
Продолжается строительство большой спортивной арены «Лужники». «Несмотря ни на какие сложности с повышением стоимости материалов, изменением валютного курса мы на три месяца опережаем график», - заметил Хуснуллин.
«Однако мы едем на старых заделах. Новых объектов нет, а для того, чтобы тренд поддерживать, мы должны сейчас нарабатывать те решения, по которым начнут строиться через 2-3 года», - заключил он.
Анна Семенец