Posted 24 марта 2015, 19:28
Published 24 марта 2015, 19:28
Modified 31 марта, 08:51
Updated 31 марта, 08:51
Шла 28-я минута принципиального матча между претендентами на титул чемпиона России – столичным «Динамо» и питерским «Зенитом». На левом фланге, возле центральной линии поля подмосковной «Арены-Химки», мяч получает полузащитник «сине-бело-голубых» Олег Шатов. Подняв голову и оценив ситуацию, он видит перед собой сразу нескольких соперников и спешно возвращает мяч партнеру – «домой», к своим воротам. Через несколько мгновений выпавший из поля зрения камер 24-летний футболист морщится от боли, хватается за ногу и на ровном месте падает на газон. Мяч выведен из игры, а комментатор матча и неизменный «голос «Зенита»» Геннадий Орлов не оставляет момент без внимания. «Это последствия поля в Раменском, привет РФПЛ совместно с РФС, – разразился эмоциональным выпадом журналист, – Вот так мы можем потерять игрока сборной России, сыграв на таком футбольном поле. Если сейчас выпадет Олег Шатов из игры, кто ответит за то, что было в Раменском?»
Об игре позапрошлого тура между еще одним столичным коллективом «Торпедо» и клубом с берегов Невы на другом подмосковном стадионе, который носит название некогда исчезнувшего с футбольной карты страны «Сатурна» (вернее, про качество газона на нем) писали много и страстно. На суховатом раменском «огороде» футболистам удалось общими усилиями «вырастить» за 90 минут два гола (1:1) и немало опасных моментов. Особый вопрос в подобной ситуации, конечно, заключается в сохранности спортсменов, которые на некачественном покрытии могут заработать в равной степени опасную и для борющегося за выживание в премьер-лиге «крепыша», и для фаворита чемпионата России и Лиги Европы травму. Когда речь идет о профессиональном спорте, поговорка про плохого танцора неуместна: от нее веет терпким, пивным ароматом дилетантизма.
Волнение главного тренера питерцев Андре Виллаш-Боаша объяснимо: его подопечные на тот момент были в одном шаге от четвертьфинала второго по значимости европейского футбольного клубного турнира. Игра на таком поле сопряжена с огромным количеством рисков. В послематчевом интервью португальский специалист выплеснул праведный гнев, назвав состояние поля в Раменском «катастрофой». «Не понимаю, как РФС и РФПЛ допустили, чтобы игра прошла на таком поле. Комитеты заседают, говорится о развитии российского футбола. И вот они выпускают "Зенит", команду, которая играет в Лиге Европы, которая имеет хорошие шансы выйти в четвертьфинал турнира, на поле, которое дважды не прошло инспекцию. Катастрофа! Ни одной команде нельзя давать играть здесь», – заявил тогда наставник «Зенита».
Журналисты тут же ехидно окрестили Виллаш-Боаша неопытным русским политиком, который лезет на рожон за правое дело, отчего в конечном итоге и страдает. История отечественного футбола знала множество примеров того, как на весеннем «огороде» или в осеннем «бассейне» игроки ведущих клубов страны скрипя зубами подталкивали и подпихивали круглый снаряд к чужим воротам и одерживали мученические победы как раз затем, чтобы никто не поднял лишнего шума и не облегчил конкурентам жизнь.
Выпустив же крик души на суд честного народа, главный тренер «сине-бело-голубых» невольно нажал на «тревожную кнопку», расположенную в недрах РФПЛ, и уже следующий матч одного из фаворитов (а по совместительству и главного оппонента «Зенита») с бедной провинциальной командой, руководством лиги был перенесен на резервное поле. Речь, конечно, о матче «Арсенал» – ЦСКА.
Несмотря на упреки президента Российской премьер-лиги Сергея Прядкина, многочисленные словесные выпады «армейцев» и питерцев и некорректные апелляции министра спорта к «праву», соавтор тульского футбольного чуда Дмитрий Аленичев остался верен своему слову: в знак протеста основной состав команды во главе с тренером на матч на московской Малой спортивной арене «Локомотив» не поехал – в столицу отправились дублеры. Они, к слову, в грязь лицом не ударили (как минимум это было физически сложно осуществить на искусственном газоне манежа): тулякам удалось создать несколько опасных моментов и, дерзко прорвав центр обороны действующих чемпионов страны, забить один мяч (1-4).
Так или иначе, первый в новейшей истории отечественного футбола демарш, по большому счету, ни на что не повлиял. Обыгравшей в предыдущем туре столичных железнодорожников команде вполне по силам было на кураже потрепать чемпиона страны. Однако теперь, в ситуации, когда к соперникам по подвалу турнирной таблицы добавились обеспокоенные футбольные чиновники, «Арсеналу» придется особенно несладко.
При этом проблема некачественных региональных полей весной никуда не делась. На время 20-го тура сразу пять команд вынуждены были перекочевать с домашних арен. Так, «Уфа» принимала «Краснодар» в Саранске, «Урал» перенес встречу с «Амкаром» в свой скромный манеж, «Рубин» переехал с «Казань-Арены», перестроенной к чемпионату мира по водным видам спорта, на базу, а выездная игра "Спартака" с "Торпедо" фактически превратилась в домашнюю: стадион в Раменском теперь - запретная зона.
Решение проблемы на недавней пресс-конференции, посвященной возобновлению футбольного сезона, попытался предложить Сергей Прядкин. По его словам, на ближайшем заседании Исполкома Российского футбольного союза (РФС) руководство лиги поднимет вопрос о переводе комиссии по оценке качества газона под управление РФПЛ.
"В нашем сообществе мы достаточно жестко и ответственно подходим друг к другу. Думаю, что добьемся того, что комиссия будет передана нам, будет расширена — с учетом привлечения специалистов как по искусственным газонам, так и на натуральным", — сказал Прядкин.
Впрочем, значительная часть футбольной общественности выступила в поддержку тульской команды. К примеру, известный в прошлом полузащитник «Спартака» и сборной России Александр Мостовой в интервью порталу Sportbox.ru оценил качество тульского газона как «нормальное». Правда, судил он лишь по имеющейся в открытых источниках информации и изображениям. «Десять лет назад это было бы лучшее поле в нашей стране, – отметил Мостовой. – Тогда никто не жаловался, хотя иногда траву даже зеленой краской подкрашивали. Аленичев пошел на принцип. Если вы за рулем и в вас кто-то плюнул, то, конечно, вы ответите. Здесь такая же ситуация». По его словам, в Европе, где он успел отыграть несколько сезонов, есть сопоставимые по качеству поля.
«Расширяй комиссию, не расширяй – от этого качество поля не улучшится», – прокомментировал «Росбалту» инициативу главы РФПЛ главный тренер литовского клуба «Атлантас» (а в прошлом – спортивный директор «Зенита» и «Динамо») Константин Сарсания. С точки зрения специалиста, проблема некачественных газонов вновь оказалась на поверхности из-за действий самих руководителей лиги, которые одобрили игру в Раменском и параллельно запретили матч в Туле.
«Почему Химки умеют готовить стадион, «Локомотив» умеет готовить стадион, в Петербурге стадион готов, а в Раменском и Туле, в той же климатической зоне, он не готов? Потому что не хватает средств. Среди прочего, не хватает таких нюансов, как аппаратура для роста травы, искусственное солнце и прочее, поэтому и не могут приготовить», – пояснил Сарсания.
На «вопрос цены» и несопоставимых финансовых возможностей клубов указывает и главный редактор спортивных телеканалов «НТВ-Плюс» Василий Уткин. При этом журналист отмечает порой иррациональное поведение отечественных футбольных функционеров. В пример он приводит пермский «Амкар», который располагает ареной с искусственным, пусть и далеко не новейшим, покрытием и охотно сдает его в аренду другим клубам на случай экстренных ситуаций.
«Однако имея возможность сделать на этом определенный бизнес, «Амкар» в начале прошлого сезона пригласил к себе иностранного специалиста Славолюба Муслина, – рассказывает журналист. – За иностранного тренера у нас клубы платят пошлину в 5 млн рублей. Я не очень силен в ценах, но мне почему-то кажется, что за 5 млн рублей можно было перестелить поле. А Муслина все равно уволили, ничего из этого не случилось».
С этой точки зрения сравнивать российскую ситуацию с европейской практикой попросту бессмысленно – там подобные прецеденты если и есть, то лишь в исключительных случаях погодных катаклизмов. При этом команды не переезжают на чужой стадион, а отыгрывают матч позже. «Я не припомню, чтобы в Германии клуб «Ганновер» обязали сыграть, допустим, в Гамбурге. Или чтобы клуб «Гамбург» сыграл матч на тренировочном поле, потому что зима, – продолжает Василий Уткин. – Я не видел там игр в манежах, хотя Германия по климатическим условиям страна относительно близкая к нам. Я не помню таких случаев в Англии. Никому не придет в голову, чтобы «Норвич» играл у «Вест Бромвича» (Клубы английской премьер-лиги, - "Росбалт") - это абсурд. А у нас «Уфа» играет в Саранске».
По словам журналиста, вопрос качества газонов, как и ряд других "хозяйственных" проблем, для руководителей большинства отечественных футбольных клубов является «семистепенным». Причина этого кроется в том, что зачастую стадионы принадлежат местным властям, в то время как сами клубы заинтересованы во всевозможных трансферах и сделках — единственной гарантированно прибыльной статье бюджета. «А в остальном все ждут, когда государство построит несколько стадионов к чемпионату мира по футболу», – констатирует Уткин, – В этом отношении в Туле едва ли не образцовое футбольное хозяйство. Так уж там сложилось исторически. Там, безусловно, все подчинено резонам бытования клуба, но чего-то не хватает. Есть приличный стадион, но нет резервной арены. Или, допустим, в Уфе: гигантский город, богатейшая республика, все прекрасно, новая территория для футбола. У команды успехи, башкиры живут по всей стране. При продуманной работе клуба «Уфа» может в каждом городе заполнить себе гостевой сектор, даже не организуя выезд своих болельщиков из Уфы. Но этого же не происходит».
Станет ли точкой отсчета для исправления ситуации чемпионат мира по футболу 2018 года, Уткин предсказать не берется. Однако вспоминает опыт предыдущих мундиалей. К примеру, в Бразилии, по его словам, проведение турнира совпало с нуждой в обновлении арен и развитии инфраструктуры – поэтому прогресс очевиден. Чего нельзя сказать о ЮАР, где стадионы были возведены «в таких местах, в которых на футбол никогда не ходили, да и на регби, которое там тоже популярно».
«Вопрос же не в том, что и как потом используется. Вопрос в том, есть ли существенный интерес к происходящему. Вот, например, вместимость стадиона футбольного клуба «Норвич» сопоставима с количеством жителей города Норвич. Стадион заполняется, потому что эта команда стала клубом всего этого региона. Вот город Ливеркузен — это, в сущности, Химки, там 40-тысячная арена, и она заполняется. Только одна проблема с заполняемостью возникла в последнее время. Существенный доход футбольного клуба от продажи VIP-лож. Вот у них как-то так сложилось в общественном мнении, что нехорошо ходить в ложу, потому что это пустая трата средств», – резюмирует журналист.
Денис Гольдман