Posted 18 декабря 2014, 04:00
Published 18 декабря 2014, 04:00
Modified 31 марта, 10:10
Updated 31 марта, 10:10
Зюзинский суд Москвы вынес приговор бывшему начальнику Центральной жилищной комиссии Минобороны Андрею Белоусову. В свое время он был взят под стражу в рамках уголовного дела о хищении у военного ведомства более 150 квартир, однако пока его осудили за мошенничество с семью квартирами.
Оглашение приговора по громкому делу началось 17 декабря в 14:00, однако из-за большого объема материалов (свыше 300 страниц) растянулось почти на восемь часов. Только около 22:00 судья закончила свое выступление. Андрей Белоусов был признан виновным по семи эпизодам мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ), за каждый из которых получил по два с половиной года. Путем частичного сложения общий срок бывшему главному жилищнику Минобороны составил четыре года и шесть месяцев лишения свободы, которые Белоусов проведет в колонии общего режима. Другой заметной обвиняемой являлась Оксана Савина - супруга предполагаемого лидера группы расхитителей квартир, экс-адъютанта бывшего главкома сухопутных войск Валерия Даниеляна. Ее признали виновной в одном эпизоде мошенничества и назначили наказание в виде двух лет и четырех месяцев колонии. Женщина была единственной из всех обвиняемых, кто находился во время следствия не в СИЗО, а под домашним арестом. На нее надели наручники прямо в зале суда. Двое других фигурантов дела — Андрей Ионов и Виталий Исаев - получили по два с половиной года колонии.
До ухода на пенсию Белоусов являлся начальником 159-го управления ГлавКЭУ Минобороны РФ, которое выполняло функции Центральной жилищной комиссии военного ведомства. Через это управление проходили абсолютно все решения о выделении жилплощади офицерскому составу. Как подозревают следователи, в 2010 году Белоусов стал участником преступной группы, которую в том момент возглавлял Даниелян.
Впрочем, появилась эта группа на несколько лет раньше, и изначально ее лидером являлся бывший сотрудник 159-го управления ГлавКЭУ Минобороны РФ Баженов. Уволившись из военного ведомства, он перешел на работу в транспортную прокуратуру, а с собой прихватил огромный список квартир, с которыми можно прокрутить аферы. Они располагались в домах, построенных Минобороны в рамках совместной программы с правительством Москвы и президентской программы "15+15". Однако загадочным образом квартиры оказались не отображены в большинстве официальных документов. По словам источник "Росбалта", речь шла о тысячах фактически бесхозных квартир, которые впоследствии планировали использовать по своему усмотрению отдельные высокопоставленные представители Минобороны. Однако до уровня генералов расследование так и не добралось.
По мнению представителей правоохранительных органов, обладая полным списком тысяч подобных "бесхозных" квартир, Баженов решил, что несколько сотен из них можно незаметно реализовать. Тем более, что на работе в прокуратуре он обзавелся связями в судейском корпусе и различных ведомствах, имеющих отношение к оформлению недвижимости.
Сам Баженов "светиться" в этой афере не хотел, поэтому обратился за помощью к своему приятелю прапорщику Валерию Даниеляну — экс-адъютанту бывшего главкома сухопутных войск Александра Постникова-Стрельцова. Даниелян же привлек к осуществлению аферы служащего Минобороны Игоря Лисова. Именно он начал подыскивать потенциальных покупателей на квартиры.
Для начала Игорь Лисов стал предлагать бывшим и действующим военнослужащим получить новые квартиры за "откаты" в размере 200 тыс. рублей. При этом никто из офицеров прав на жилплощадь не имел. Однако за вознаграждение составлялись фиктивные выписки из распоряжения начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления (ГлавКЭУ) на право заключения договора социального найма между Хользуновской квартирно-эксплутационной частью (была расформирована еще до 2010 года) и человеком, заплатившим мзду. На основании этого документа бывшие и действующие военнослужащие через суды добивались признания за ними права собственности на квартиры. Все технические вопросы, в частности - изготовление нужных документов и "работу с судами", проводил Баженов.
Потом организаторам группировки стало обидно, что дорогостоящее жилье уходит в чужие руки всего по 200 тыс. рублей. Они стали изготавливать поддельные выписки на подставных лиц, вообще не имевших никакого отношения к военному ведомству. После того, как квартиры через суды оформлялись на этих третьих лиц, они сбывались через знакомых риэлтеров.
В 2012 году Баженов неожиданно умер. В заключении медиков был сказано, что он скончался от сердечного приступа. Однако у оперативников обстоятельства гибели Баженова вызывают подозрения. Сразу после его смерти, в квартиру приехал Даниелян, который забрал оттуда портфель со списками "бесхозных квартир", а также с печатями ГлавКЭУ, Хользуновской КЭЧ и т.д.
Однако в судейском корпусе у Даниеляна не было связей, как юридически проводить сделки с квартирами он тоже не знал. Тогда, по версии следствия, Даниелян обратился за помощью к своему знакомому бывшему начальнику 159-го управления ГлавКЭУ Минобороны РФ Андрея Белоусову. А тот привлек к аферам советника отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Минобороны Станислава Балюкина. Именно Белоусов и Балюкин с 2012 года отвечали в группировке за всю юридическую работу и обеспечение нужных решений суда. В документах следствия говорится о хищении 163 квартир, стоимостью свыше 1 млрд рублей. Однако некоторые из обвиняемых уверяют, что с 2010 года они похитили не менее 300 квартир.
Серия уголовных дел по факту хищения квартир у Минобороны была возбуждена ГСУ ГУ МВД РФ по Москве в декабре 2012 года. В начале в них значились "неустановленные лица", однако потом они стали приобретать конкретные очертания. Так, были допрошены офицеры, получившие квартиры за 200 тыс. рублей, риэлторы, сбывавшие похищенную недвижимость. "По цепочке" следствие вышло на Игоря Лисова. Тот заключил сделку с правосудием, в рамках которой дал показания на Даниеляна и других, известных ему, участников группировки. После задержания Станислав Балюкин также согласился сотрудничать со следствием.
Зюзинский суд признал Балюкина виновным только в мошенничестве (статья 159 УК РФ), недавно был он приговорен к четырем с половиной годам колонии. Лисин, заключивший сделку со следствием, получил семь лет колонии строго режима. Сейчас в этом же суде идет процесс над Валерием Даниеляном и его партнерами по аферам.
Александр Шварев