Posted 28 февраля 2014, 14:07
Published 28 февраля 2014, 14:07
Modified 31 марта, 14:48
Updated 31 марта, 14:48
Мособлсуд начал рассмотрение жалобы прокуратуры и потерпевших на излишне мягкий приговор лидерам и членам «домодедовской» преступной группировки. Суд над «авторитетами» сопровождался скандалами, в результате все они получили минимальные сроки, в частности предполагаемый лидер ОПГ Владимир Дерюжкин - всего три года колонии.
Еще в августе 2013 года на слушаниях, проходивших в Домодедовском суде Московской области, гособвинитель попросил для членов ОПГ весьма крупные сроки: для ее лидеров Владимира Дерюжкина - 10 лет лишения свободы - и Сергея Сергеева - 12 лет заключения. Остальным участникам ОПГ прокурор просил назначить от 5 до 10 лет колонии. Однако потом стали происходить странные события - заседания постоянно переносились, служители Фемиды больше трех месяцев не могли вынести приговор. В результате он оказался крайне мягким. Больше всех получил Сергеев - пять лет колонии. Другому главарю ОПГ Дерюжкину, а также его подельникам Пикалову и Туманову дали всего по три года колонии общего режима. Еще одному члену группировки – Безруковову - и вовсе назначили условный срок.
Потерпевшие и прокуратура обжаловали такой приговор в Мособлсуде, тот пока не вынес свое решение.
По данным правоохранительных органов, лидером "домодедовской" организованной преступной группировки является Владимир Дерюжкин (Дерюга). Еще в 1993 году "вор в законе" Захарий Калашов (Шакро молодой, сейчас отбывает крупный срок в Испании) и представители его мафиозного клана назначили Дерюгу "смотрящим" (человеком, который должен представлять в этом месте интересы "законников" и следить, чтобы коммерсанты и бандиты отчисляли деньги в "общак") по Домодедовскому району Московской области. Дерюжкину и его подручным, число которых в разные годы достигало 70 человек, удалось обложить "данью" значительную часть бизнесменов, работающих не только в Домодедовском, но и в других районах Подмосковья, прилегающих к Каширскому шоссе - Ленинском, Ступинском, Видновском и Каширском.
Обычно к предпринимателям приезжали около десяти гангстеров во главе с руководителем силового крыла ОПГ, неоднократно судимым Сергеем Сергеевым (Матрос). В криминальной иерархии он имеет статус "смотрящего" за рядом населенных пунктов Домодедовского района. Мафиози объясняли коммерсантам, что последние занимаются бизнесом на подконтрольной группировке территории и должны ежемесячно делать отчисления в "общак". Для убедительности демонстрировались пистолеты. Если это не помогало, гангстеры похищали, избивали, запугивали своих жертв. Большинство столкнувшихся с ОПГ предпринимателей соглашались платить. Под контролем членов группировки оказалось большинство структур, занимающихся перевозкой людей в этой части Подмосковья и в районе аэропорта "Домодедово", осуществляющих сделки с недвижимостью, продажу продуктов, а также рыночные торговцы и индивидуальные предприниматели. За всю бухгалтерию ОПГ отвечал Александр Туманов, который значительную часть выручки вкладывал в создание игорных заведений и строительный бизнес.
По данным оперативников, Дерюга старательно следил, чтобы в ОПГ соблюдались "воровские" традиции, а в Домодедове постоянно находился какой-нибудь влиятельный "законник". Причем это были исключительно славянские "криминальные генералы". Сначала в Домодедове обосновался Степан Фурман (Степа Мурманский). Он неоднократно задерживался в этом городе за хранение оружия и драки (в одной из них "законник" даже получил ножевое ранение в грудь), но всякий раз уходил от ответственности. В 2004 году Степа Мурманский вместе с членами "домодедовской" ОПГ развернул "войну" с "вором в законе" Рустамом Габбазовым (Рустам Бишкекский), который проживал в Подольском районе. Закончилось противостояние тем, что в дом, где находился Габбазов, ворвались восемь вооруженных людей, скрутили его и увезли в неизвестном направлении. Больше Бишкекского никто живым не видел. Степу Мурманского задерживали по подозрению в этом преступлении, но отпустили, так как не удалось собрать доказательств.
Степан Фурман был осужден только в 2008 году, когда его с наркотиками задержали в одном из клубов на трассе Санкт-Петербург - Москва. После того как он оказался в СИЗО, с "домодедовскими" продолжил тесно сотрудничать близкий друг Фурмана, "вор в законе" Сергей Акимов (Аким Волгоградский). Он также контролировал и деятельность ряда группировок в Липецкой области. В октябре 2009 года Акимов участвовал в похоронах другого своего приятеля — Вячеслава Иванькова по кличке Япончик. В августе 2010 года сотрудники ГУ МВД по ЦФО задержали Акима Волгоградского с 9 г марихуаны и поддельным паспортом, однако без своего "вора в законе" "домодедовская" ОПГ не осталась.
К тому времени ее лидеры уже плотно работали с влиятельным "законником" Виктором Панюшиным (Пан), который по поручению славянских криминальных кланов контролировал ряд группировок, действовавших в Курской, Белгородской и Орловской областях. В 2010 году, по данным оперативников, в Домодедове прошла "сходка" с участием Пана и Дерюги, на которой рассматривался вопрос о том, чтобы влияние "домодедовских" распространилось и на Курскую область.
Впрочем, этим планам сбыться было не суждено. В марте 2011 года сотрудники ГУ МВД по ЦФО провели операцию против участников группировки. Поводом для нее послужило заявление бизнесмена Бориса Вайсфлигеля. Он долгое время жил в США, где работал таксистом, а потом вернулся в родной Домодедовский район. Там бизнесмен создал фирму "Кит", которая объединила 60 "бомбил". В начале 2009 года Вайсфлигелю позвонил Матрос и предложил встретиться в одном из кафе в микрорайоне Белые Столбы, которое считалось штаб-квартирой "домодедовских". Владельца фирмы ждали Сергеев, Дерюгин, Юрий Пикалов (Пикал), Туманов и еще несколько членов ОПГ. Дерюга объяснил Борису, что его таксисты работают на "точках", подконтрольных группировке, поэтому бизнесмен должен платить в "общак" по 1 тыс. рублей в месяц с каждой машины.
Вскоре на стоянку "Кита" приехал Туманов, который пересчитал, сколько автомобилей работают на фирму. Однако Вайсфлигель, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, передавать деньги отказался. Тогда гангстеры стали запугивать его таксистов. Но и это не помогло.
В сентябре 2009 года члены ОПГ заманили Бориса в другое кафе, где Дерюга ему долго угрожал, говорил, что тот идет против "смотрящих", схватил сахарницу со стола и пообещал разбить ее об голову предпринимателя. Однако и на этот раз Вайсфлигель платить не стал. Спустя два дня Матрос, Пикал и еще около десяти гангстеров подловили коммерсанта в микрорайоне Барыбино, избили рукоятками пистолетов и ногами и привезли к нему домой, чтобы он передал им деньги и учредительные документы "Кита". Как только Вайсфлигель вошел в помещение, он захлопнул перед нападавшими дверь и схватил винтовку. Высунув ствол в окно, потребовал от злоумышленников уйти. На месяц члены ОПГ оставили коммерсанта в покое, но в октябре 2010 года объявились снова. В "Кит" перешли на работу несколько водителей из другой фирмы, руководители которой исправно платили "дань" "домодедовским". Последних данный факт совсем вывел из равновесия. В результате на стоянку структуры Вайсфлигеля ворвались около десяти гангстеров и потребовали, чтобы все такси Бориса "убирались" из Домодедовского района. Бизнесмен согласился. К этому времени за деятельностью ОПГ уже наблюдали сотрудники ГУ МВД по ЦФО – Вайсфлигель стал одним из немногих предпринимателей, рискнувших обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
В маре 2011 года Дерюга и часть его подручных, включая Сергеева, Пикалова и Туманова, были задержаны. Спустя два месяца оперативники взяли под стражу и "вора в законе" Панюшина. При себе у него оказались наркотики и поддельный паспорт.
Расследование деятельности "домодедовской" ОПГ продвигалось непросто. Так, в апреле 2011 года в помещении ГСУ ГУВД Домодедова, где и находились материалы дела, неизвестные устроили поджог. На потерпевших и свидетелей постоянно оказывали давление, некоторые из них отказывались от показаний. В окончательной редакции Дерюжкину, Сергееву, Пикалову и еще трем членам ОПГ были предъявлены обвинения по статьям УК РФ 163 (вымогательство) и 162 (разбой). Туманову, который контролировал ряд подпольных казино, созданных на деньги из "общака", еще добавили и статью УК РФ 171 (незаконное предпринимательство).
Как ранее рассказывал "Росбалту" один из участников процесса, с самого начала слушания в Домодедовском суде проходили в напряженной обстановке. Сначала долго не могли найти судью, который бы взялся за это дело, – все отказывались под разными предлогами. Начавший рассматривать материалы служитель Фемиды тоже вскоре выбыл: одна из свидетелей обвинения оказалась его дальней родственницей. В результате был назначен другой судья. Также за время слушаний сменилось пять гособвинителей.
Юрий Вершов