Posted 30 января 2014, 17:30
Published 30 января 2014, 17:30
Modified 31 марта 2024, 15:15
Updated 31 марта 2024, 15:15
Меры по снижению лимита на беспошлинный ввоз импорта, которые задумывались как способ борьбы с серыми схемами по поставке в Россию гаджетов, вряд ли кардинально изменят ситуацию в этой области. В первую очередь они скажутся вовсе не на тех, кто делает на этом деньги. Они ударят по кошелькам рядовых потребителей, которые привыкли отовариваться в заграничных интернет-магазинах и заказывать доставку в складчину. При этом, как рассказали в пресс-центре «Росбалт-Москва» эксперты, это не единственное нововведение, которое ожидает россиян в области интернет-торговли.
По словам председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, в области интернет-торговли назрели три большие проблемы, которые затронут не только миллионы российских потребителей, но и добросовестных предпринимателей.
«Первая касается усложнившегося с нового года таможенного оформления, в результате чего возник конфликт между Таможенной службой и компанией DHL, которая отказалась обслуживать российских потребителей. Правда, в этом случае таможенники пообещали пойти навстречу перевозчикам. Но остались две других проблемы. Фактически запретительная 30% пошлина на товары стоимостью свыше 150 евро вместо 1000 евро, как было раньше. Правда, уже ведутся разговоры о том, чтобы беспошлинный лимит на заграничные покупки ввести в размере 200 евро, но вряд ли это изменит ситуацию», - полагает эксперт.
По его мнению, потребителя будет отталкивать от этой формы торговли не столько сама необходимость оплачивать пошлину, хотя, ее размер, конечно, чрезвычайно завышен, сколько необходимость таможенного оформления по усложнившимся правилам. «Сейчас вносятся инициативы о том, что потребитель должен получать товары по адресу регистрации. В противном случае придется писать объяснительную. То же касается и граждан, оплачивающих заказы банковскими картами родных, супругов», - отметил Аншаков.
Третья проблема - планируемые ограничения на интернет-платежи через электронные кошельки. «Сейчас предлагается ограничить платежи с кошельков без персонального аттестата, что коснется более половины российских пользователей этих сервисов. Если в Москве или Санкт-Петербурге можно получить персональный аттестат без каких-либо существенных затруднений — там есть офисы этих платежных систем, куда можно приехать с паспортом и сделать все необходимое, то в провинции эта проблема гораздо серьезнее, потому что офисов того же «Яндекса» нет в большинстве российских регионов», - подчеркнул председатель ОЗПП. А между тем, по официальным данным, в системе «Яндекс.деньги» зарегистрировано порядка 30 млн электронных кошельков, то есть, около 15-20 млн пользователей.
По словам генерального директора российского представительства Shopfans Петра Шарапова, за последние три-четыре года в России созрела достаточно большая аудитория потребителей, привыкших делать покупки через Интернет с помощью наиболее удобных способов оплаты. В основном - молодые семьи, мамы со средним доходом, которые планируют семейный бюджет, исходя из цен в западных магазинах, а не российских.
«Если взять семью с пятилетним ребенком и посмотреть, какое количество вещей нужно купить на сезон, особенно в зиму, вы увидите, что это далеко не 150 евро в месяц», - добавил выступающий.
В течение месяца-двух потребители делают несколько заказов из разных магазинов, аккумулируют их, собирают в одну большую посылку, и с друзьями или коллегами по работе заказывают общую доставку, благодаря чему экономят на пересылке. Кроме того, люди получают доступ к широкому ассортименту, не представленному на российском рынке. «Вводя пошлины, мы не даем потребителям тратить деньги там, где они хотят», - отметил Шарапов.
Из 28-30 млн россиян, которые являются онлайн-покупателями, порядка 2 млн человек заказывают товары за рубежом. Именно их, в первую очередь, и затронут нововведения.
Что касается коммерческих поставок, выступающий не стал отрицать, что они существуют. Но, по его словам, их не так много и осуществляются они, как правило, по другим каналами.
Сложности, по мнению Шарапова, могут возникнуть и при администрировании предлагаемых нововведений. «Необходимо подключить IT-составляющую со стороны почты России, со стороны ФТС, и создать недорогую и удобную в администрировании систему сбора платежей. Все это довольно затратно и, по самым оптимистичным прогнозам, эта система может быть готова только к апрелю», - считает собеседник агентства.
Более того, по словам координатора сообщества инновационной общественности RICN Ярослава Грекова, в соцсетях уже обсуждаются способы обхода. «Возможно использование лазеек Таможенного Союза. Скажем, в Казахстане безлимитный порог не понижается и остается на уровне 1000 евро. Многие обдумывают вопрос создания фирм, с помощью которых можно было бы пересылать посылки в Казахстан, и оттуда уже переправлять их в Россию», - заметил он.
Стало быть, эффективность принимаемых мер как способа борьбы с серыми коммерческими схемами пока под вопросом. А вот по кошелькам рядовых потребителей они ударят, и сильно.
Выразить свое «фи» и попытаться достучаться до власти представители ОЗПП решили с помощью акций протеста. Так, 8 февраля в 14:00 состоится митинг на Болотной площади. Столичная мэрия согласовала заявку на проведение акции на 10 тыс. человек. Подобные акции протеста пройдут и в других городах-миллионниках. Сейчас в списке таких более десяти, но организаторы рассчитывают, что ближе к назначенной дате их число увеличится.
Не менее эффективным методом борьбы эксперты считают бойкот - отказ потребителей от покупки товаров компаний-членов АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли). По их мнению, именно АКИТ выгодны подобные меры, именно эти компании пролоббировали подобные нововведения.
«Как показывает мировая практика, в том числе наших коллег в Европе, США, там бойкоты достаточно распространены и доказали свою эффективность в решении отдельных проблем. Несколько десятков тысяч человек - существенный фактор, способный повлиять не только на репутацию, но и на доходы этих компаний», - заключил Аншаков.
Анна Семенец