Posted 22 января 2014, 03:30

Published 22 января 2014, 03:30

Modified 31 марта, 15:24

Updated 31 марта, 15:24

«Игорное дело» «похоронили» в Верховном суде

22 января 2014, 03:30
Президиум ВС отказал следователю СК РФ Денису Никандрову в рассмотрении жалобы на решение о незаконности ареста экс-сотрудников МВД РФ Михаила Куликова и Фарита Темиргалиева.

Президиум Верховного суда отказал следователю СК РФ Денису Никандрову в рассмотрении жалобы на решение о незаконности ареста бывших сотрудников МВД РФ Михаила Куликова и Фарита Темиргалиева, которых обвиняли в "крышевании" подпольного игорного бизнеса в Подмосковье. Не помогло даже личное письмо, направленное предстателю ВС РФ Вячеславу Лебедеву главой Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, в котором последний фактически обвинил служителей Фемиды в нарушении УПК. Таким образом, следствие исчерпало все возможности доказать свою правоту в «игорном деле», а уголовное преследование одного из фигурантов расследования признано незаконным.

Следователь Денис Никандров подал свою жалобу в президиум Верховного суда РФ 24 декабря 2013 года. Этому предшествовало крайне жесткое письмо (есть в распоряжении редакции), направленное Александром Бастрыкиным Вячеславу Лебедеву. Оно датируется 19 декабря 2013 года и имеет пометку "лично". В нем глава СК РФ напоминает, что 5 декабря судья Верховного суда РФ Куменков вернул без рассмотрения надзорную жалобу следователя Дениса Никандрова на решение ВС признать незаконным арест фигуранта "игорного дела", бывшего сотрудника МВД РФ Михаила Куликова. Куменков посчитал, что Никандров не входит в установленный УПК перечень лиц, которые имеют право подавать подобные жалобы.

"Следует обратить ваше внимание, что решение о возвращении надзорной жалобы без рассмотрения по существу принято судьей с нарушением установленного ч.2 ст. 412 УПК РФ десятидневного срока", — говорится в письме Бастрыкина. В связи с этим глава СК РФ указывает, что жалобу Никандрова все же необходимо рассмотреть и принять по ней какое-либо решение.

"Обжалуемое судебное решение затрагивает законные интересы как следователя, так и Следственного комитета РФ, поскольку устанавливает факт незаконного преследования Куликова М.А. по уголовному делу, возбужденному в отношении иных лиц, — заявляет Александр Бастрыкин. — Данную правовую позицию, сформулированную Верховным судом РФ, использует Генеральная прокуратура РФ для внесения актов прокурорского реагирования по уголовным делам, расследуемым как в отношении Куликова М.А., так и в отношении иных лиц".

Глава СК РФ доказывает, что СК РФ имеет право подавать подобные жалобы, а также настаивает на законности ареста Куликова.

"Прошу воспользоваться вашим правом не согласиться с решением судьи ВС РФ (…) и передать надзорную жалобу старшего следователя по особо важным делам при председателе СК РФ Никандрова Д.В. на определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 04.09.2013 на рассмотрение в судебном заседании президиума Верховного суда РФ в порядке главы 48 УПК РФ", — заканчивает свое обращение Лебедеву Александр Бастрыкин.

Сразу после этого письма Никандров и подал жалобу в президиум ВС РФ, о котором упоминал в Бастрыкин в своем письме Лебедеву. Однако, как стало известно «Росбалту», и в этот раз Верховный суд РФ вернул жалобу без рассмотрения. Формулировка прежняя: следователь не входит в круг лиц, имеющих право подавать такие жалобы.

Таким образом, Следственный комитет РФ исчерпал все юридические возможности доказать правильность своей позиции в отношении Куликова и Темиргалиева. Судя по всему, это только первый, закрепленный служителями Фемиды, шаг к полному развалу громкого дела.

Сейчас Басманный суд РФ рассматривает ходатайство адвокатов Куликова о признании незаконными постановлений следователей о привлечении бывшего сотрудника МВД РФ в качестве обвиняемого. Защитники в первую очередь ссылаются на решение Верховного суда от сентября 2013 года, которым арест Куликова в 2011 году был признан незаконным. В декабре 2013 года представитель СК РФ в очередной раз попросил Басманный суд отложить рассмотрение дела в связи обращением Бастрыкина к Лебедеву. Теперь никаких преград, чтобы Басманный суд вынес решение по ходатайству защиты Куликова нет. Стоит отметить, что сейчас аналогичные жалобы уже подали (либо готовятся их подать) другие фигуранты «игорного дела».

К этому можно добавить, что осенью 2013 года Генпрокуратура отправила представление Александру Бастрыкину в связи с тем, что в основном "игорном деле" не осталось ни одного обвиняемого (в отношении большинства фигурантов материалы были выделены в отдельные производства), следственные действия не проводятся, но, несмотря на это, СК РФ постоянно продлевает сроки расследования. Таким образом, общий срок работы по данному делу составил больше 30 месяцев, что, по мнению ГП РФ, является превышением разумных пределов. ГП ставила вопрос о принятии процессуального решения по делу - фактически его закрытии.

После этого СК РФ провел допросы бывших руководителей подмосковных городских прокуратур, в том числе экс-прокурора Ногинска Владимира Глебова. У них интересовались подробностями вечеринок в ресторане "Узбекистан", который в свое время был излюбленным местом сбора прокуроров. Организатор нелегальных игорных заведений Иван Назаров и бывший начальник управления Мособлпрокуратуры Дмитрий Урумов ранее дали показания, что чаще всего именно в "Узбекистане" передавали взятки Игнатенко. Следователи интересовались у свидетелей, которые бывали на вечеринках в ресторане, видели ли они, как зампрокурора Московской области получал деньги.

Однако, по данным «Росбалта», в последнее время никаких новых следственных действий по данному делу не происходило.

Александр Шварев

Подпишитесь