Posted 26 ноября 2013, 03:30
Published 26 ноября 2013, 03:30
Modified 31 марта, 16:12
Updated 31 марта, 16:12
Генпрокуратура отказалась передавать в суд уголовное дело в отношении бывшего первого замначальника Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СК РФ Константина Зотова. Он обвиняется в вымогательстве взятки в $ 4 млн за прекращение уголовного дела о контрабанде мяса. По мнению надзорного ведомства, при расследовании следователи не учли оправдательный приговор в отношении двух подчиненных Зотова.
Константин Зотов был объявлен в розыск в рамках громкого расследования еще в 2010 году. Этим летом он был задержан сотрудникам ФСБ и МВД РФ. Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, в окончательной редакции Зотову были предъявлены обвинения по части 4 статьи 290 УК РФ (взятка). После того, как бывший сотрудник СК РФ закончил знакомиться с материалами, дело отправили на утверждение в Генпрокуратуру. Однако надзорное ведомство отказалось передавать материалы в суд и вернуло их в СК РФ для проведения дополнительного расследования.
По изначальной версии следствия, взятки получались по следующей цепочке. Фигуранты расследования платили деньги следователю Домовцу, в производстве которого и находилось «мясное дело», тот передавал их двум своим непосредственным начальникам по ММСУТ - Кожевникову и Малкову. А последние уже относили пакеты с купюрами Зотову. Домовец, который заключил сделку со следствием, был признан судом виновным. А вот Кожевникова и Малкова присяжные полностью оправдали, посчитав, что не было даже события преступления - дачи взятки.
В результате, предъявляя Зотову обвинения в окончательной редакции, СК РФ использовал формулировку, что деньги он получал от «неустановленных работников ММСУТ». Однако Генпрокуратура посчитала, что подобное обвинение «не отвечает требованиям закона и не учитывает» оправдательный приговор Мосгорсуда Кожевникову и Малкову.
Из остальной фабулы дела следует, что все-таки именно они передавали взятки Зотову. Но подобное утверждение было признано присяжными несостоятельным. Таким образом, оказалась разорванной связь между Дымовцом и Зотовым. Также, по мнению Генпрокуратуры, СК РФ указывает в обвинении, что Зотов действовал в составе группы, однако роли участников этой группы никак не расписаны. В надзорном ведомстве посчитали, что в таком виде дело передавать в суд нельзя.
По данным «Росбалта», сейчас расследование в отношении Зотова возобновлено.
Константин Зотов является фигурантом громкого дела о коррупции в ММСУТ. По версии СК РФ, в феврале 2010 года управление на транспорте возбудило дело о контрабанде мяса в отношении гражданина США Михаила Гинзбурга, гендиректора фирмы "Интер Прод" Сергея Никонова и замгендиректора компании "Продлогистика" Владимира Андрианова. На большую партию замороженного мяса был наложен арест. В рамках этого дела следователи решили предъявить обвинения руководителю ОАО "Наро-Фоминский хладокомбинат" Дмитрию Мостману.
По данным правоохранительных органов, вскоре через адвокатов на Мостмана вышли несколько посредников (бывших сотрудников МВД РФ), предложивших помочь в том, чтобы гендиректору хладокомбината не предъявляли обвинение. Позже к переговорам подключился и следователь ММСУТ Григорий Домовец, который вел дело о контрабанде. Ссылаясь на пожелания начальства, он запросил у Мостмана $5 млн. В эту сумму входило освобождение задержанных в рамках расследования и последующее закрытие дела. В ходе переговоров размер взятки удалось снизить до $4 млн, бизнесмен передал следователю два транша по $500 тыс. После этого арестованным, в том числе Гинзбургу, действительно изменили меру пресечения на не связанную с заключением под стражу.
Весной 2010 года Мостман решил больше не платить денег. Тогда в его адрес посыпались угрозы, что его привлекут к ответственности за контрабанду и отправят в СИЗО. В результате бизнесмен обратился с заявлением в ФСБ РФ. 25 мая 2010 года, прямо в здании ММСУТ, СКП РФ Домовцу был вручен очередерй транш в размере $500 тыс. Пакет с деньгами следователь отнес в кабинет начальника отдела следственного управления Ивана Кожевникова, который находился в отпуске, и спрятал за диван. После этого он был задержан.
Вначале Домовец отрицал вину. Однако потом заключил сделку с правосудием, в рамках которой дал показания, что большую часть взяток передавал своим руководителям - Кожевникову, Малкову и первому замначальника ММСУТ Зотову. Малкова и Кожевникова арестовали, а Зотов скрылся. В августе 2010 года он был объявлен в розыск.
В результате Домовца судили в особом порядке, он получил три года условно.
Малков и Кожевников попросили, чтобы их дело рассматривалось с участием присяжных. На слушаниях в Мосгорсуде они заявили, что деньги получал один Домовец, он принимал все решения по делу о контрабанде, а потом оговорил руководителей, чтобы получить мягкое наказание. Присяжные поверили в такую версию: в апреле 2012 года почти единогласно (11 голосами против одного) оправдали Малкова и Кожевникова.
Стоит отметить, что дело о контрабанде мяса было закрыто в связи с вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс, которые были внесены по инициативе Дмитрия Медведева.
Александр Шварев