Posted 7 ноября 2013, 13:55
Published 7 ноября 2013, 13:55
Modified 31 марта, 16:28
Updated 31 марта, 16:28
Перепрофилирование больничных коек, оптимизация работы медицинских учреждений и развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения — вот основные направления деятельности, озвученные руководством Минздрава. Что скрывается за этими общими словами и как отразятся грядущие перемены на пациентах, постарались разъяснить глава ведомства Вероника Скворцова и ее заместители.
В первую очередь министр затронула вопрос финансирования отрасли и страхов, с этим связанных. "В последнее время было много вопросов о том, не грозит ли системе здравоохранения дефицит финансирования. Никакого дефицита в 2014 году не будет. Более того, бюджет базовой программы госгарантий на будущий год увеличится на 189 млрд рублей», - заявила Скворцова.
Она пояснила, что частично это произошло за счет перераспределения источников финансирования, за счет того, что часть полномочий федерального бюджета перешла в ОМС. Но даже если учесть перекладывание денег из одного бюджета в другой, то чистый прирост системы здравоохранения составляет 108 млрд рублей, заметила министр.
«Эти деньги позволят нам по принятой дорожной карте повышать в дальнейшем заработную плату медицинским работникам. На это, дополнительно к деньгам, которые тратятся в этом году, будет выделено 50,1 млрд рублей», - подчеркнула глава ведомства.
По ее словам, в 2014 году программа госгарантий сбалансирована по всем обязательствам, которые взяло на себя государство. "Что касается последующих двух лет, базовые вещи в нее включены, но пока не учитывают развитие системы. В следующем году нам предстоит провести ряд обсуждений и согласований, чтобы в 2015-2016 годах бюджет претерпел изменения", - отметила министр.
Одним из важнейших направлений развития, на которые делает ставку Минздрав, по словам Скворцовой, станет государственно-частное партнерство. «На сегодняшний день 95 самых развитых эксклюзивных медицинских технологий не входят в программу базовых госгарантий оказания бесплатной помощи. Разница между возможностями государственного финансирования и очень быстрыми темпами развития медицинской отрасли увеличивается. Современные клеточные, тканевые, очень сложные компьютерные и робототехнологии, которых десять лет назад просто не существовало, очень дорогие. И, с одной стороны, мы надеемся что как только стабилизируется экономическая ситуация в стране, денег в программу госгарантий добавят. Мы очень на это рассчитываем и знаем, на что их потратить», - отметила министр. А с другой — пренебрегать партнерством с бизнесом все же не стоит, полагает она.
«Государственная инфраструктура в этой сфере должна разбавляться частной инфраструктурой при абсолютно открытом доступе учреждений и организаций любой формы собственности к программе госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В этом направлении нами уже немало сделано. В два раза увеличилось количество частных учреждений, работающих в системе ОМС по программе государственных гарантий. Порядка 17,5% всех организаций, оказывающих сегодня медицинскую помощь, - это частные организации", - подчеркнула Скворцова.
Частные организации могут участвовать в программе госгарантий, если захотят. Для этого они должны получить специальную лицензию и пройти процедуру аккредитации. После этого они могут оказывать бесплатную медицинскую помощь гражданам, получая за это деньги из фонда ОМС.
На сегодняшний день подобная практика есть уже более чем в 40 из 83 регионов. «Это очень выгодно не только бизнесу, но и государству: мы не занимаемся ремонтом, не следим за переоснащением», - подчеркнула глава ведомства. В Санкт-Петербурге такое соседство государственных и частных учреждений зародилось несколько лет назад и успешно прижилось. Сейчас нечто подобное пытается организовать у себя и столичный департамент здравоохранения.
Как отметила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко, это очень удобно, когда в новых микрорайонах, находящихся достаточно удаленно от поликлиник, открываются частные офисы врачей общей практики, которые работают в системе ОМС по тем же правилам и тарифам, что и государственные учреждения.
И если еще в 2010 году в системе ОМС работало 618 частных медицинских организаций, то на 2014 год зарегистрировано более 1,6 тыс. организаций. «Это разные учреждения с разной специализацией, оказывающие как амбулаторную помощь, так и диагностическую. Все это способствует приближению медицинской помощи к местам проживания людей», - добавила Стадченко.
Но государственно-частное партнерство уместно там, где в государственной системе здравоохранения есть пробелы, считает заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой. Именно поэтому основное направление сотрудничества — первичное звено. Кроме того, такое взаимодействие, по его словам, позволит привлекать в медицину новейшие технологии и даже развивать санавиацию, о которой в последнее время так много говорят.
«Сейчас создается банк данных помощи востребованной, которую регион не может оказать самостоятельно. В эти области на взаимовыгодных условиях мы и будем привлекать бизнес», - подчеркнул Краевой.
Однако опасаться, что частные врачебные кабинеты вскоре заменят собой поликлиники, не стоит, заверила Скворцова. Да и не в этом, собственно, заключается их предназначение. «Врачи общей практики, по сути, семейные врачи, которые могут оказать как неотложную помощь, так и плановую при хронических заболеваниях. Но, скажем, они не могут провести диспансеризацию, которая проводится только в государственных поликлиниках», - заметила министр.
Еще один блок вопросов, поднятых на встрече с представителями Минздрава, был связан с оптимизацией медицинских учреждений, сокращением числа больничных коек, перепрофилированием. На этот счет министр заметила, что российская система здравоохранения закладывалась еще в 30-е годы прошлого века, когда больничная койка наряду с медицинским имела еще несколько функционалов - людей из деревень привозили на госпитализацию для того, чтобы научить правилам личной гигиены, накормить, если не доедали. Словом, все это, по мнению главы ведомства, не совсем соответствует современным требованиям.
«С другой стороны, мы не выступаем за огульное закрытие стационаров или сокращение коек. Нам проще не закрывать койки, а перепрофилировать их. Нам нужно заставить койки острого звена — первых двух недель нахождения в стационаре — работать более интенсивно, фактически круглосуточно. Таким образом у нас будет уменьшаться койкодень и дополнительные койки будут высвобождаться. Но их вовсе не обязательно сокращать. Они должны быть перепрофилированы на койки более дешевые, но необходимые для долечивания», - пояснила Скворцова позицию министерства.
По ее словам, зачастую общественное внимание привлекают лишь неудачные примеры такой работы, тогда как большинство преобразований, прошедших успешно, остаются в тени.
При этом министр пояснила, что к вопросу оправданности существования учреждения чиновники подходят в каждом случае индивидуально. Более того, впервые в программу государственных гарантий была введена защита маломощных стационаров там, где они необходимы — в удаленных, труднодоступных районах, сельской местности. «Для них введены совершенно другие коэффициенты перерасчета объемов медицинской помощи, которые позволяют содержать эти койки, и содержать кадры», - подчеркнула она.
Министр здравоохранения заявила, что главный закон, по которому в каждом регионе проводится эта работа - ничего не закрывать, пока не открыли новое и не адаптировали население к этому новому. «Какой-то пограничный период старое должно сосуществовать наряду с новым, чтобы человек делал свой добровольный выбор — по какому пути получать медицинскую помощь», - заметила она.
Анна Семенец