Posted 28 августа 2013, 02:01

Published 28 августа 2013, 02:01

Modified 31 марта, 17:34

Updated 31 марта, 17:34

Миллиарды для «Атлант-Союза» снова в деле

28 августа 2013, 02:01
Возобновлено следствие о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных из бюджета на организацию перевозок пассажиров AiRUnion. Деньги оказались на счетах Газпромбанка, ВТБ, "Банка Москвы" и "дочек" аэропорта "Внуково".

Возобновлено следствие о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных по распоряжению Владимира Путина из бюджета на организацию перевозок пассажиров обанкротившегося авиаальянса AiRUnion. В ходе расследования было установлено, что эти деньги не пошли на решение поставленных руководством страны задач, а оказались на счетах Газпромбанка, ВТБ, "Банка Москвы" и "дочек" аэропорта "Внуково". Однако в декабре 2012 года уголовное дело неожиданно было закрыто.

Как рассказал источник «Росбалта» в правоохранительных органах, решение о прекращении громкого расследования, вынесенное полицейским Следственным управлением на транспорте, вызвало непонимание у руководства МВД РФ, которое распорядилось разобраться в сложившейся ситуации. В результате материалы на проверку взял Следственный департамент МВД РФ. Недавно это ведомство признало незаконным постановление о прекращении расследования, отменило его, а само дело было направлено в производство ГУ МВД по ЦФО. Не исключено, что в ближайшее время «не установленные лица», фигурирующие в деле, приобретут конкретные имена и фамилии.

Это уголовное дело было возбуждено 10 мая 2011 года Следственным управлением при Управлении на транспорте МВД России по ЦФО по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В основу расследования легли материалы проверок Счетной палаты РФ и ГУЭБиПК МВД РФ, выявивших факты "использования субсидий из бюджетных средств в сумме 2 млрд рублей не по целевому назначению". Летом 2008 года авиаальянс AiRUnion (в него входили авиакомпании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") оказался на грани банкротства. Были приостановлены перевозки тысяч пассажиров, уже купивших билеты. На совещании в правительстве премьер Владимир Путин поручил своему заместителю Сергею Иванову разобраться с ситуацией, а если для этого «нужны средства, то выделить их немедленно".

В результате было решено, что перевозками пассажиров AiRUnion займется контролируемая правительством Москвы авиакомпания "Атлант-Союз", на эти цели ей в общей сложности выделили 5,8 млрд рублей – 2,2 млрд из бюджета столицы, 3,6 млрд рублей из федерального бюджета через госкорпорацию "Ростехнологии". Последняя в дальнейшем планировала создать на базе AiRUnion уже государственную авиакомпанию.

В результате пассажиров перевезли, скандал вокруг AiRUnion утих. Однако Счетная палата и МВД РФ провели проверку использования 5,8 млрд рублей и заподозрили, что 2 млрд рублей из этих средств пошли не по назначению. Ревизоры выяснили, что "Атлант-Союз" на государственные деньги стал скупать долги авиакомпаний, входивших в AiRUnion, при помощи заключения договоров цессии (переуступки долга). Фактически речь шла о том, что "Атлант-Союз" расплачивался по финансовым обязательствам самой AiRUnion и ее руководителей. Так, 1 млрд рублей потратили на выкуп у Газпромбанка векселей авиакомпаний из альянса, 250 млн рублей ушли ВТБ и "Новикомбанку" на погашение кредитов 2005 года, $8,5 млн были перечислены "Банку Москвы" на погашение другого долга, а около 500 млн рублей поступили в счет уплаты долгов перед ЗАО "Торговый дом АНК", ОАО "Аэропорт Внуково", ОАО "Внуково Хэндлинг", ОАО "Международный аэропорт Внуково". Последние четыре структуры связаны с аэропортом "Внуково" (совладельцем которого является правительство Москвы) и бизнесменом, бывшим замгендиректора авиакомпании "Атлант-Союз" Виталием Ванцевым.

Как посчитали ревизоры, поскольку бюджетные деньги предназначались исключительно для перевозки пассажиров, а пошли на выплату долгов, то они использовались не по назначению.

Как удалось выяснить "Росбалту", в ходе расследования были допрошены советник министра транспорта Александр Юрчик, бывшие руководители Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи (сейчас вице-губернатор Санкт-Петербурга) и Леонид Липсиц, другие бывшие члены правительства Москвы, замгендиректора ГК "Ростехнологии" Игорь Завьялов, зампредправления Газпромбанка Александр Муранов и др.

Все они говорили разное. Ванцев объяснял, в частности, что на совещаниях в правительстве речь шла не только о перевозке пассажиров, но и о сохранении активов AiRUnion. А ни то, ни другое было бы невозможно без погашения долгов: кредиторы могли в любой момент подать иск и парализовать деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion. Сами представители банков уверяли, что они (вне зависимости от возврата долгов) не могли повлиять на перевозку пассажиров. А один из руководителей "Банка Москвы" заявил, что договор цессии на $8,5 млн был оформлен задним числом по личному распоряжению тогдашнего президента банка Андрея Бородина (сейчас находится в международном розыске).

Чиновники уверяли, будто были не в курсе того, что бюджетные деньги не только использовались на обслуживание пострадавших пассажиров, но и уходили для погашения долгов различным структурам. С другой стороны, они признавали, что "Атлант-Союзу" ставилась задача сохранить текущую операционную деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion.

В 2012 году новый следователь по этому делу посчитал, что поскольку правительства РФ и Москвы не обращались с официальными заявлениями в правоохранительные органы, то от "распределения бюджетной субсидии в 2 млрд рублей" никому вреда причинено не было. Соответственно, нет и предусмотренных статьей 201 УК РФ фактов злоупотребления полномочиями в целях извлечения выгоды и нанесения вреда другим лицам или организациям. На этом основании дело было закрыто.

Стоит отметить, что проект создания государственного авиаальянса на базе AiRUnion так и не был реализован, все входившие в него компании были признаны банкротами. В результате "Атлант-Союз" не получил денег по долговым обязательствам этих авиакомпаний, выкупленных за 2 млрд рублей у кредиторов. В декабре 2012 года Арбитражный суд Москвы признал авиакомпанию "Москва" (так сейчас называется "Атлант-Союз") банкротом.

Александр Шварев

Подпишитесь