Posted 5 августа 2013, 12:31
Published 5 августа 2013, 12:31
Modified 31 марта, 17:55
Updated 31 марта, 17:55
Храм Преображения Господня, давший когда-то название целому району Москвы, вновь займет свое историческое место на Преображенской площади столицы. Произойдет это уже в следующем году, 50 лет спустя после взрыва, который за несколько минут уничтожил церковь – с ней на протяжении нескольких веков были связаны судьбы многих москвичей. Тогда, в ночь с 17 на 18 июля 1964 года, храм стал последней жертвой воинствующей атеистической власти - последней взорванной действующей церковью в Москве. Сейчас он строится заново, являя собой яркий пример того, насколько сильно изменилась Россия.
«Восстановлением исторической справедливости» назвал возведение храма Преображения Господня на Преображенской площади советник мэра Москвы и патриарха Московского и всея Руси Владимир Ресин во время своей недавней встречи с журналистами на месте строительства церкви. Согласен с ним и настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Волгин. «Я не знаю, почему в XVII веке эта церковь была названа Храмом Преображения Господня, - рассуждает священник. - Но думаю, что помимо того, что Преображение - один из праздников в Православной Церкви, это связано и с целью христианской жизни - стяжанием благодати Духа Святого». Православные, рассказал отец Владимир, веруют, что «когда человек стяжал благодать Духа Святого, он преображается». Он предполагает, что возрождение этого храма является знаковым событием для всей России – «символом ее преображения».
Варварский поступок
Ярким примером «воинственно-варварского отношения к культурному наследию» считает снос Преображенского храма глава Москомнаследия Александр Кибовский. По масштабам содеянного чиновник сравнил этот акт с разрушением Сухаревой башни и Красных ворот в столице.
На протяжении своей почти двухсотлетней истории Преображенский храм не пустовал ни дня, даже после революции 1917 года. Он пережил эпоху Сталина: генералиссимус понимал, что разрушение этого здания означает разрушение веры – духовных основ, нужных для сохранения национального единства в самые трагические для страны годы. При нем Преображенская церковь была открыта. В годы Великой Отечественной войны здесь служились молебны, укреплявшие дух солдат, уходивших на фронт.
Личная месть
В те годы храм возглавлял сильный церковный лидер - митрополит Коломенский и Крутицкий Николай Ярушевич. Его проповедями заслушивались, их переписывали по памяти и передавали друг другу, сохраняя для потомков. Ярушевич был известен своей непреклонностью в вопросах защиты веры – резко осуждал закрытие церквей, притеснения духовенства и прихожан, оскорбление чувств верующих в атеистических публикациях. Для правящей власти Ярушевич являлся неугодным человеком, но не считаться с ним было нельзя – слишком велик был его авторитет в обществе.
Взрыв храма многие восприняли как акт личной мести Никиты Хрущева своему идеологическому противнику. Официально власти выдвинули версию о необходимости сноcа храма для строительства метро. Но и тогда в это не особо верили. «Это была месть Хрущева митрополиту Николаю за непокорность, - приводит слова священника Алексея Скороходова в своей книге «История одного взрыва» журналист, координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. - Снесли и церковь, и дом, где владыка жил на Бакунинской улице».
Прихожане храма сопротивлялись разрушению церкви, как могли, но власти взорвали ее подобно ворам - ночью, наспех, даже не сняв колокола. А утром следующего дня, как свидетельствуют очевидцы, многие верующие собрались на месте храма – служили молебны, бабушки плакали и целовали кирпичики, оставшиеся от церкви. Но строителям коммунизма эти эмоции были чужды. «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм», - заявил Хрущев еще в 1937 году, на одном из пленумов ЦК ВКП(б).
Не «какой-нибудь» храм
О том, что Преображенский храм – не просто «какой-нибудь» храм, давно говорят активисты Центра традиционной русской культуры «Преображенское». Именно они добились восстановления Преображенской церкви. По словам отца Владимира Волгина, основная заслуга в этом принадлежит руководителю центра Игорю Русакомскому.
Как человек, хорошо знающий историю Преображенского района, Русакомский раньше многих понял, какую важную роль играла и будет играть эта церковь в жизни Москвы, да и всей России. Исторически этот храм был первой полковой церковью лейб-гвардии Преображенского полка, созданного Петром I, то есть - духовной Родиной российской армии. «Фактически с Преображенки и этого храма началось и строительство Санкт-Петербурга, и флота, и всей регулярной армии Российской Империи», – говорит настоятель церкви. Он не исключает, что в будущем храм снова может стать полковой церковью Преображенского полка Министерства обороны.
«Храм Преображения Господня – это не просто еще одна церковь в Москве, - считает народная артистка России Екатерина Васильева. – После того, как она будет возведена, все в районе Преображенки обретет свой истинный первоначальный смысл». По ее мнению, очень важно, что возведение храма объединило множество неравнодушных людей «Все они достойны уважения, и церковь за них молится», - говорит актриса.
Возвращение смысла
Как рассказали в Центре «Преображенское», проект строительства храма – непростой. Особенно сложной с технической точки зрения оказалась стилобатная часть церкви. Исторический фундамент храма сохранили, подведя под него новый – который выдержит нагрузку всего комплекса. Кроме того, строителями была проделана ювелирная работа по перекладке городских коммуникаций, входящих в зону строительства. Чтобы представить себе масштаб этой работы достаточно назвать всего несколько цифр: переложено 73 оптоволоконных кабеля протяженностью 100 км. Теперь работы в котловане фактически завершены. В следующем году должно быть выстроено и само «тело» храма. Правда, если финансирование будет стабильным. «У нас была ситуация, когда строительство почти приостановилось, но в этой сложной ситуации на помощь пришла химическая компания «Тольяттиазот», - отметил Ресин.- Она пожертвовала на храм 80 млн рублей». «Меня поразило как совершенно незнакомые люди – представители руководства компании «Тольяттиазот» - откликнулся на нашу просьбу помочь с финансированием и решили участвовать в воссоздании храма, казалось бы, такого далекого от Тольятти», - рассказал член приходской общины Климент Русакомский. Впрочем, похоже, участие этой компании в подобных проектах – не редкость. Так, например, в настоящее время компания помогает возведению гимназии Преподобного Ильи Муромца при Муромском Спасо-Преображенском монастыре. По мнению Русакомского, пока находятся такие жертвователи, есть уверенность, что Преображенский храм удастся достроить, несмотря на то, что проект дорогостоящий. Его общую стоимость, включая отделочные работы, он оценил примерно в 1 млрд рублей.
Немногие жители Москвы сегодня помнят, что имя одному из старейших районов столицы – Преображенке – дал Храм Преображения Господня. Его восстановление вернет москвичам эту, казалось, утраченную историческую память. Церковь станет не только местом для молитвы, но и памятником воинской славы. Уже сегодня известно, что в храме будет создан музей, экспонатами которого станут найденные археологами на месте церкви фрагменты военной амуниции и церковной утвари.
Как и заново построенный в Москве Храм Христа Спасителя, восстановленная Преображенская церковь будет символом покаяния России. Ее судьба тоже отражает непростой путь развития русской духовности - от почитания святынь до их варварского разрушения. Поэтому сегодня сам факт ее строительства на исконном месте свидетельствует о преображении России - из страны «Иванов, не помнящих родства» в страну, где чтят свою историю, культуру и духовность.