Posted 24 июля 2013, 04:30

Published 24 июля 2013, 04:30

Modified 31 марта, 18:06

Updated 31 марта, 18:06

Убийству Ахтаханова добавили кражу спецкомпьютеров ФСБ

24 июля 2013, 04:30
Обвиняемый в убийстве известного чеченского поэта допрошен в рамках другого громкого дела – о хищении партий дорогой техники.

Майербек Умаев, обвиняемый в убийстве известного чеченского поэта, общественного деятеля, проректора Современной гуманитарной академии (СГА) Руслана Ахтаханова, допрошен в рамках другого громкого дела – о хищении партий дорогой техники, в том числе специальных компьютеров, изготовленных по заказу ФСБ РФ. Оборудование, стоимостью несколько сот миллионов рублей исчезло вместе с перевозившей его фирмой. Знакомые Майербека полагают, что таким образом на него оказывается давление во время слушаний по «делу Ахтаханова».

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, Майербек Умаев был допрошен в СИЗО сотрудниками ГСУ ГУ МВД РФ по Московской области как свидетель. Следователей интересовала его роль в сбыте похищенной техники - телевизоров, акустических систем, ноутбуков, медицинского оборудования. В первую очередь полицейские задавали вопросы о том, где могут находиться томограф и специальные компьютеры, предназначенные для нужд ФСБ РФ. По словам собеседника агентства, Умаев заявил о своей непричастности к преступлению. Согласно его версии, он, как коммерсант, оказывал посреднические услуги при продаже различных видов товаров. Действительно, через него в разное время проходила и акустическая техника, но на нее были все необходимые документы. О том, что товар похищен, Умаев, как он заявил следователям, не знал. Про томографы и ноутбуки ФСБ РФ, обвиняемому, по его словам, ничего не известно.

«Расследование о хищении ведется ни один день, фамилия Умаева в нем фигурировала и раньше, однако никаких вопросов к нему не возникало, - рассказала «Росбалту» один из знакомых Майрбека. - Вызывает опасение тот факт, что допрос произошел сейчас, во время слушаний по делу об убийстве Ахтаханова, которое в суде явно «не клеится». Возможно, это такой способ оказать давление на Майрбека, чтобы он стал более «сговорчивым». На него пытались давить и во время следствия, требуя нужных показаний».

По данным правоохранительных органов, несколько лет назад в Подмосковье появилась фирма, которая стала предлагать услуги по перевозке грузов несколько ниже цен, существовавших на рынке. Коммерческая структура располагала собственным парком фур, исправно выполнила заказы, поэтому никаких подозрений не вызывала. В результате к ней стали обращаться самые разные компании, в том числе весьма крупные. В течение нескольких недель машины перевозчика выехали с товаром на несколько сотен миллионов рублей, однако до мест назначения не добрались. Они исчезли вместе с грузом. Также пропала и демпинговавшая фирма. В результате оказалось похищено дорогое медоборудование, в том числе томограф, ноутбуки, которые были изготовлены по заказу ФСБ РФ и предназначались для нужд сотрудников этого ведомства, аудиоаппаратура, телевизоры, DVD и т.д. По данному факту было возбуждено дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Напомним, по версии следствия, осенью 2011 года Умаев и его приятель Зелимхан Каримов отдыхали в одном из кафе Грозного. За столик к ним подсел Руслан Хайдарханов (объявлен в розыск), с которым они раньше не были знакомы. Во время завязавшейся беседы Хайдарханов заявил, что в Москве живет поэт Руслан Ахтаханов, который зарабатывает за счет филиалов Современной гуманитарной академии, расположенных в Чечне. Несмотря на это, он позволяет себе оскорбительные высказывания в отношении «демократически избранного руководства республики». «Мы, как патриоты своей родины, были возмущены этим фактом и решили, что должны убить Ахтаханова», — указал в явке с повинной Зелимхан Каримов.

Согласно первоначальным показаниям Умаева, вскоре после разговора в Грозном мужчины через Минеральные воды вылетели в Москву, где начали подготовку к задуманному. В частности, следствие полагает, что Умаев на своем Lexus вывозил Хайдарханова на будущее место преступления, чтобы выбрать позицию для стрельбы.

По версии СУ по САО ГСУ СК РФ по Москве, 15 ноября 2011 года Умаев привез Хайдарханова на Ford Focus к подъезду дома на Беговой улице. Как только там появился Ахтаханов, — его застрелили. Следствие считает, что исполнителем преступления был Хайдарханов. После этого Умаев отвез киллера в район Третьего транспортного кольца, где Хайдарханов пересел в Ford Mondeo Каримова. Ford Focus Майербаек отогнал во дворы, где поджег.

Через эту машину оперативникам и удалось выйти на след предполагаемых преступников. Выяснилось, что иномарка была угнана наркоманами, которые на допросах рассказали, кому ее продали. После вызова к следователям Умаев неожиданно написал явку с повинной. Восьмого сентября 2012 года Зелимхан Каримов был задержан в поселке Лазаревское Краснодарского края, после чего тоже написал явку с повинной.

Однако позже оба мужчины отказались от своих признаний. Знакомые обвиняемых говорят об их непричастности к преступлению. «Явки с повинной писались под давлением и под диктовку», — рассказали они "Росбалту".

Сейчас в Савеловском суде Москвы рассматривается дело об убийстве Ахтаханова. В материалах расследования говорится, что Умаев и Каримов пошли на преступление «в связи с публичными негативными высказываниями Ахтаханова в адрес руководства Чеченской республики». При этом следствие предполагает, что злоумышленниками двигало «чувство ложного патриотизма». Во многом эта версия держится на показаниях ключевых свидетелей - ректор СГА Валерия Тараканова и доцента кафедры теории и истории государства и права СГА Валентина Фомина. Они заявляли об угрозах, поступавших из Чечни в адрес Ахтаханова. «Ко мне уже приезжали люди в камуфляжной форме, и это были не боевики, а люди Рамзана, — пересказал доцент слова, якобы сказанные ему в 2010 году Ахтахановым. — Они завили, что СГА получает деньги от студентов, занимается коммерческой деятельностью в республике, зарабатывает, а выделять средства на восстановление Чечни не хочет. В связи с этим они потребовали закрыть все филиалы, пообещав стереть меня в порошок в противном случае». Согласно показаниям Фомина, после этого Ахтаханов сделал несколько резких высказываний в адрес руководства Чечни и ее руководителя Рамзана Кадырова.

Однако, несмотря на повестки, ни один из этих свидетелей не прибыл в суд, что бы лично подтвердить свои показания.

«Все близкие друзья Ахтаханова и его родственники заявляли на следствии, что у него не было никаких конфликтов с руководством Чечни. Наоборот — незадолго до гибели Ахтаханов встречался с Кадыровым, тот согласился поддержать ряд его проектов. Однако эти свидетельства «не ложатся» в версию о мотиве преступления из-за якобы критики в адрес руководства в Чечни со стороны Ахтаханова. И тут — как нельзя кстати — появились показания Фомина и Тараканова, которые сами признаются, что никогда не были даже приятелями Ахтаханова. Но он поделился с ними проблемами, которые не доверил близким друзьям. Причем, по нашему мнению, эти показания выглядят как написанные под диктовку. Прояснить все можно, только если эти люди лично явятся в суд, а не будут оглашены протоколы их допросов», — сообщали ранее "Росбалту" знакомые обвиняемых.

Юрий Вершов

Подпишитесь