Posted 22 марта 2013, 04:25
Published 22 марта 2013, 04:25
Modified 31 марта, 20:09
Updated 31 марта, 20:09
В Замоскворецком суде Москвы закончились слушания по делу в отношении банкира Матвея Урина. Прокурор попросил его признать виновным в хищении 15 млрд рублей у пяти подконтрольных банков и приговорить к девяти годам колонии. Сам Урин вину не признал, заявив, что не имел к операционной деятельности банков никого отношения. Якобы финансовые учреждения контролировал теневой инвестор Иван Любимцев.
Слушания по делу Матвея Урина начались в Замоскворецком суде еще в июне 2012 года и длились десять месяцев. За это время было изучено множество документов, изъятых ГСУ ГУ МВД по Москве, заслушаны показания более чем 30 свидетелей. Представитель прокуратуры попросил, чтобы Урин был признан виновным по всем пунктам обвинения и ему назначили наказание в виде девяти лет лишения свободы. Сам банкир в своем последнем слове заявил, что вел жизнь преуспевающего бизнесмена, зарабатывал крупные средства, с которых платил налоги, пока осенью 2010 года оказался «нее в том время и не на той дороге». (Имеется в виду конфликт на Рублевском шоссе с голландцем Йорритом Фаассеном, после которого и было начато расследование в отношении Урина).
По версии банкира, как то председатель правления Традо-Банка Костенко познакомила его с неким Иваном Павловичем Любимцевым – теневым инвестором, желавшим построить свою банковскую империю. Как рассказал на суде Урин, Любимцев попросил его подобрать, а потом купить целый ряд кредитных учреждений, пообещав хорошо оплатить эту работу. В результате в интересах Любимцева и действовал банкир. По его словам, он выступал консультантом при сделках по приобретению банков, помогал оформлять все необходимые документы и т.д. Однако к операционной деятельности кредитных учреждений, а следовательно, и к хищению 15 млрд рублей, Урин, согласно его показаниям, никого отношения не имел. После покупки банков, их работу уже якобы контролировал Любимцев. На этом основании Урин попросил его полностью оправдать. Такой же позиции придерживались и адвокаты банкира. При этом они апеллировали к показаниям свидетелей - топ-менеджеров банков, в частности, Костенко, признававших факт знакомства с Любимцевым.
Стоит отметить, что во время слушаний, суд отказался удовлетворить ходатайство защитников о вызове на допрос Любимцева, посчитав, что к делу он никого отношения не имеет.
Оглашения приговора начнется 22 марта и, скорее всего, займет несколько дней.
Напомним, в окончательной редакции Матвею Урину были предъявлены обвинения в совершении пяти преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, "группа лиц под руководством Урина" совершила хищение 15 млрд рублей, которые принадлежали АКБ "Славянский банк", АКБ "Традо-Банк", ОАО "Банк "Монетный двор", ОАО "Уралфинпромбанк" и ОАО КБ "Донбанк".
"Получив корпоративный контроль над указанными банками, преступная группа Урина выводила их активы под видом сделок по "приобретению" несуществующих ценных бумаг с ЗАО "Финансовая компания "Ричмонд Секьюритис" и ООО "Финансовая компания "Эдвантис Капитал", — говорится в материалах следствия.
Банковская империя Матвея Урина рухнула осенью 2010 года. Четырнадцатого ноября кортеж банкира двигался по Рублевскому шоссе, когда его подрезал BMW. Это очень не понравилось Урину. Его телохранители быстро нагнали иномарку, прижали ее к обочине, после чего разбили в ней все стекла битами, а водителя поколотили. За рулем BMW оказался гражданин Голландии Йоррит Фаассен – бывший сотрудник "Газпромбанка" и "Стройтрансгаза". Он сообщил о случившемся в правоохранительные органы и назвал номера машин обидчиков. После этого Урин и его охранники были задержаны. В ходе следствия было установлено, что ранее в ночном клубе на улице Академика Скрябина они избили двух милиционеров и отобрали у них служебные удостоверения.
После ареста Урина и выяснилось, что капитализация его банков "дутая", у большинства из них ЦБ отозвал лицензии. А с вкладчиками пришлось разбираться Агентству по страхованию вкладов.
Для вывода средств, по версии следствия, Урин разработал следующую схему. Изначально купленные им "Славянский банк" и "Традо-банк" заключали с ЗАО "Финансовая компания "Ричмонд Секьюритис" и ООО "Финансовая компания "Эдвантис Капитал" договоры на покупку ценных бумаг первоклассных эмитентов, в том числе "Газпрома". Под этим предлогом из банков на счета данных структур перечислялись деньги – в среднем по 200-300 млн рублей по каждому из договоров. В дальнейшем этими средствами Урин распоряжался "по своему усмотрению". В частности, часть денег бизнесмен направлял на приобретение новых банков, из которых потом так же активно выводились средства по аналогичным схемами.
Акции, купленные банками, подконтрольными Урину, вносились в отчетность, благодаря чему у них были хорошие показатели. По данным ГСУ, на самом деле ценные бумаги были не более чем "воздухом", они вообще никогда не существовали. Под контролем Матвея Урина находилось несколько депозитариев, которые и вносили соответствующие записи о сделках с несуществующими акциями. В реальности дорогие ценные бумаги ни "однодневкам", ни банкам Урина никогда не принадлежали. Чтобы скрыть аферу, бизнесмен постоянно закладывал акции по кредитам в другие подконтрольные ему банки.
Следствию удалось найти только незначительную часть из выведенных Уриным средств. В частности, арест был наложен на 207 млн рублей, которые находились на личном счете банкира в "Инвестбанке". Летом 2010 года эти деньги под предлогом покупки ценных бумаг были перечислены из "Традо-банка" и "Славянского банка" на счета ООО "ФК "Эдвантис Кэпитал" в "Инвестбанке", а потом переведены на личные счета Урина все в том же "Инвестбанке".
Также Тверской суд Москвы наложил арест на 400 млн рублей и 41,3 млн рублей, находящиеся на двух бюджетных счетах Комитета финансов Ленинградской области в ГРКЦ ГУ Банка России. Эти средства подконтрольные Урину структуры перечислили в счет покупки контрольного пакета акций Рускобанка (принадлежал Ленобласти) – очередного кредитного учреждения, которое хотел взять под свой контроль предприимчивый банкир.
Согласно материалам дела, тот же Тверской суд арестовал 250 млн рублей на одном из счетов нефтяной компании ТНК-ВР. По версии следствия, в ноябре 2010 года эти средства под видом покупки ценных бумаг "Традо-Банк" перечислил ООО "ФК "Эдвантис Кэпитал", потом они ушли другой фирме, которая и перевела 250 млн рублей на счет ТНК-ВР в качестве оплаты по ранее заключенному договору.
Напомним, в ноябре 2011 года Кунцевский суд приговорил Матвея Урина к 4,5 годам лишения свободы за избиение Йоррита Фаассена.
Александр Шварев