Posted 5 марта 2013, 05:20
Published 5 марта 2013, 05:20
Modified 31 марта 2024, 20:30
Updated 31 марта 2024, 20:30
Президиум Верховного суда принял решение возбудить надзорное производство по представлению Генпрокуратуры на незаконность ареста в 2011 году бывших сотрудников МВД РФ Михаила Куликова и Фарита Темиргалиева, обвиняемых в "крышевании" подпольных казино в Подмосковье. Это означает, что служители Фемиды согласились с отдельными доводами надзорного ведомства. Если представление удовлетворят, а такая вероятность весьма высока, в громком расследовании будет уже пять незаконных арестов.
Заместитель генерального прокурора Виктор Гринь подал представление на решение Басманного суда (от июля 2011 года) об аресте Куликова и Темиргалиева еще в ноябре 2012 года. Однако две инстанции Верховного суда (ВС) в удовлетворение представления отказали. Тогда 22 февраля 2013 года Гринь обратился уже в президиум ВС РФ. Там изучили материалы дела, после чего вынесли определение: возбудить надзорное производство. Это означает, что президиум ВС согласился с частью доводов Генпрокуратуры и счел их заслуживающими отдельного изучения. Материалы для дальнейшего разбирательства, с учетом доводов Верховного суда, направлены в президиум Мосгорсуда.
При идентичных обстоятельствах незаконными были признаны аресты организаторов подпольного игорного бизнеса Ивана Назарова, Марата Мамыева и Аллы Гусевой . Летом 2012 года два заместителя генпрокурора – Виктор Гринь и Сабир Кехлеров — подали представления на заключение под стражу эти трех бизнесменов. В Верховном суде сочли позицию представителей ГП РФ убедительной, возбудили надзорное производство, после чего президиум Мособлсуда признал аресты Назарова, Мамыева и Гусева незаконными.
Если подобное решение будет принято и в отношении Темиргалиева и Куликова, то число «незаконно арестованных» по громкому расследованию достигнет пяти человек. А это означает, что у Генпрокуратуры будут подтвержденные судебными актами доказательства: «игорное дело» с самого начала велось с масштабными нарушениями, людей незаконно брали под стражу. При таких обстоятельствах рассчитывать, что материалы когда-либо дойдут до суда, практически невозможно.
По версии Виктора Гриня, вынося решения об аресте Куликова и Темиргалиева, Басманный суд допустил нарушения. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении этих сотрудников МВД РФ было отменено Генпрокуратурой, так как в надзорном ведомстве не усмотрели в действиях Куликова и Темирглалиева "признаков должностного преступления". Несмотря на это, СК РФ вышел в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения в виде ареста, правда, в рамках уже другого дела – в отношении четырех должностных лиц Мособлпрокуратуры. А Басманный суд это ходатайство удовлетворил.
Как полагают в Генпрокуратуре, милиционеры к действиям представителей Мособлпрокуратуры никого отношения не имели, следовательно, их арестовали незаконно. Это было подтверждено и в ходе дальнейшего расследования. Куликову и Темирглалиеву предъявили обвинения в получении взятки, не связанной с работниками Мособлпрокуратуры, материалы в отношении них выделили в отдельное производство.
Как полагают в СК РФ, в первых числах сентября 2010 года организатор нелегального игорного бизнеса Иван Назаров передал сотруднику Мособлпрокуратуры Дмитрию Урумову $75 тыс., которые тот в одном из ресторанов вручил оперативникам 39-го отдела Управления "К" Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД РФ Куликову и Темиргалиеву. Взамен милиционеры не стали проводить спецоперацию в отношении незаконных игорных залов Назарова.
В конце 2012 года Темирглалиев и Куликов, после года проведенного в СИЗО, вышли на свободу. Вскоре расследование в отношении них было завершено, однако Генпрокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение и передавать материалы в суд.
Александр Шварев