Posted 15 февраля 2013, 07:17
Published 15 февраля 2013, 07:17
Modified 31 марта, 20:53
Updated 31 марта, 20:53
Москва постепенно преображается. Ветхие, полуразрушенные здания обретают свой прежний облик и начинают жить новой жизнью. Однако большинство из них реставрируются за счет городского бюджета. Инвесторы же в эту сферу идут не особенно охотно – слишком велико нагромождение избыточных административных барьеров, преодоление которых может растянуться на годы. Городские власти приняли решение, способное в корне изменить ситуацию. В чем заключается суть нововведения, рассказал глава департамента культурного наследия Александр Кибовский.
В столице порядка 4 тыс. зданий, имеющих статус памятников истории и культуры. Примерно 70% из них находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии и требуют от города лишь сезонного ухода и регулярного обновления фасадов. Однако есть и проблемные объекты, где одной лишь покраской фасадов не обойтись. Таких объектов более тысячи, но наибольшую тревогу властей вызывают 220 зданий, которые составляют почти 5% всех историко-культурных памятников города.
«К сожалению, на протяжении многих лет вопросу реставрации не уделялось должного внимания, отсутствовали перспективные планы и программа реставрации», - отметил Кибовский. Словом, этот процесс шел скорее спонтанно и крайне плохо финансировался. Однако в 2011 году приоритеты поменялись - сохранение памятников наряду с благоустройством исторической части города вышло на первый план. В результате в 2012 году на реставрацию из бюджета было выделено более 4 млн рублей. Работами удалось охватить 226 объектов культурного наследия. И это только начало, обещают представители власти. В текущем году темпы реставрационных работ сохраняться, а объемы финансирования вырастут в полтора раза. «Такого размаха город не видывал со времен подготовки к Олимпиаде-80», - заметил Кибовский.
В 2013 году объем финансирования составит 6,1 млрд рублей, работами будет охвачено порядка 126 объектов, 82 из которых чиновники обещают закончить до конца года. Среди них такие знаковые, как Дом культуры им. И.В. Русакова на ул. Стромынка и дом В.Л. Пушкина на ул. Старая Басманная, где часто бывал знаменитый классик. «Обещания отреставрировать эти объекты правительство давало еще 15 лет назад. Теперь работы ведутся реально и будут закончены в достаточно сжатые сроки», - заметил Кибовский.
Однако дорогостоящие реставрационные работы невозможно вести только за счет городского бюджета, уверен он. «Мы должны реставрировать памятники, которые занимают наши городские структуры. Кроме того, есть знаковые объекты, которые просто нельзя передать в аренду для коммерческого использования. Все остальное, в идеале, должно реставрироваться за счет частных инвестиций», - отметил глава ведомства. Кроме того, привлечение частных инвестиций – не только прямой вклад в реставрацию, но и залог должного содержания знаний по окончанию реставрационных работ, подчеркнул чиновник.
Чтобы привлечь бизнес к этой сфере, в прошлом году столичное правительство приняло ряд кардинальных мер. В их числе постановление 12-ПП, ставшее брендом новаторских подходов в области сохранения памятников истории и культуры. «Для тех инвесторов, которые в течение пятилетнего срока отреставрируют аварийные памятники, предусмотрена возможность минимальной ставки арендной платы в 1 рубль за квадратный метр в год», - пояснил чиновник суть нововведения.
В прошлом году на конкурсной основе в долгосрочную аренду было сдано семь объектов культурного наследия. Уже осенью планируется завершить работу на двух из них, в том числе в известном доме в Печатниковом переулке, аварийный износ которого составлял более 55%. «В текущем году планируется эту работу продолжить и провести аукцион еще по 50 памятникам», - сообщил глава ведомства.
В целом, по словам Кибовского, бизнес заинтересован в подобных проектах. В прошлом году вклад частных инвесторов в сохранение культурного наследия Первопрестольной составил более 1 млрд рублей. «В текущем году количество таких объектов увеличится в полтора раза (64 объекта), а общая сумма внебюджетных инвестиций вырастет на 68,5% и составит около 2 млрд рублей», - рассказал глава ведомства. Словом, фактически каждый четвертый объект в Москве будет реставрироваться за счет инвесторов.
Вместе с тем, по словам Кибовского, существует ряд проблем, затрудняющих работу и снижающих деловую активность в этой сфере. Основные препятствия - административные барьеры, противоречия в законодательстве и отсутствие актуальной нормативной базы. «Зачастую сами реставрационные работы занимают в два, а то и в три раза меньше времени, чем получение разного рода разрешений, согласований», - отметил он.
В целях устранения этих барьеров столичное правительство на днях утвердило новые административные регламенты предоставления госуслуг в этой сфере. Речь идет о выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаче акта приемки работ и утверждении проектов информационных надписей и обозначений, устанавливаемых на объекте культурного наследия столицы.
«Первые два регламента являются базовыми для всей реставрационной отрасли и практически все реставраторы сталкиваются с этими процедурами. Однако существующий порядок предоставления этих услуг не отвечает современным критериям, сопровождается целым рядом избыточных административных требований, выполнение которых может занять у заявителя до 230 дней», - отметил Кибовский.
Так, до сегодняшнего для проведения реставрационных работ инвесторам сначала нужно было написать заявку на подготовку охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, срок выдачи которого – 45 рабочих дней. Затем – оформить заявку на выдачу задания на выполнение исследовательских работ и разработку проектной документации – еще 20 дней. После чего подать заявку на выдачу разрешения на выполнение этих самых работ – 20 дней. Итого 85 рабочих дней, а дело еще и до проектной документации не дошло. Прежде чем подойти к этому вопросу, инвесторам нужно было еще разработать и согласовать документацию на проведение противоаварийных работ (30 дней), получить разрешение на их проведение (20 дней).
«Какой нормальный бизнесмен захочет только с одной документацией возиться около года?» - недоумевает Кибовский.
Принятие новых регламентов все меняет. Теперь работы по сохранению памятников культуры будут проходить в семь шагов: разработал проектную документацию, согласовал, подал заявление на выдачу единого документа - разрешения и задания на проведение реставрационных работ, в течение 20 календарных дней получил его и приступил к выполнению. Когда объект готов, необходимо лишь подать заявку на выдачу акта приемки работ, который также оформляется в течение 20 календарных дней. Вуаля!
Новые административные регламенты позволяют сократить общий срок прохождения всех обязательных административных процедур в шесть раз, снизив его до 40 дней. При этом срок предоставления каждой услуги составит не более 20 дней.
«Такой результат достигается в результате двукратного сокращения количества необходимых документов для подачи заявки. Большинство из них теперь можно получить путем электронного межведомственного взаимодействия», - отметил глава ведомства. Кроме того, вместо двух документов – разрешения и задания – будет выдаваться единый, обратил внимание чиновник.
«Поскольку всякая реставрация начинается с проектирования, а это достаточно трудозатратный процесс, регламентом предусмотрено, что отсутствие разрешения и задания не является основанием для отказа в рассмотрении проектной документации, если она соответствует по качеству и имеет положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы», - пояснил Кибовский.
То есть, для лицензированных реставрационных проектных организаций снимаются все формальные препятствия. Для начала творческой работы вообще никуда не нужно будет обращаться.
«Не снижая качества контроля в этой сфере, мы убираем многие процедуры, которые совершенно ничего не дают для государственного контроля, а лишь тормозят процесс реставрации», - заметил чиновник. Кроме того, по его словам, это решение позволяет департаменту готовить услугу к переходу в электронный вид.
Анна Семенец