Posted 14 декабря 2012, 18:18
Published 14 декабря 2012, 18:18
Modified 31 марта, 22:00
Updated 31 марта, 22:00
В Центральном Доме журналиста на Никитском бульваре прошло тестирование детских товаров на наличие в них токсичных металлов. Любой желающий мог узнать степень опасности, которую представляет игрушка для его ребенка. Бесплатная акция была приурочена к проекту, подготовленному IPEN(международная сеть неправительственных организаций, работающих в области обеспечения химической безопасности в 8 регионах мира), центром «Эко-Согласие» и ассоциацией журналистов-экологов Союза журналистов России.
В рамках проекта с 27 ноября по 9 декабря было произведено широкомасштабное тестирование на содержание шести токсичных элементов (свинец, ртуть, сурьма, хром, кадмий, мышьяк) в товарах для детей, купленных случайным образом в магазинах и на рынках России, Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана и Кыргызстана. Показатели сравнивались со стандартами, предусмотренными для почвы. Очевидно, что ребенок, отравляет в рот (или, по крайней мере, облизывает) почти все, что видит, поэтому стандарты почвы, предусмотренной для выращивания пищи, как нельзя лучше подходят для данного исследования. Его результат шокирует: 29% игрушек опасны для детей.
«Вы проходите, проходите, они попали в пробку и задержатся», - обратилась к журналистам организатор мероприятия. Коротая время, представители СМИ обменивались мыслями по поводу проекта и показывали друг другу игрушки, принесенные специально для тестирования.
Наконец, в зале появились кураторы проекта - Ольга Сперанская - сопредседатель Международной сети по ликвидации стойких органических загрязнителей, представитель IPEN и "Эко-Согласие" и Джо Диганжи - технический эксперт IPEN. Они быстро приготовили необходимое оборудование и спустя непродолжительное время начали тестирование. Американский ученый непосредственно измерял концентрацию вредных металлов в предметах, а Ольга Сперанская поясняла публике все нюансы измерений.
Первый предмет — Russian Doll, — произнес Джо Диганжи и поднес аппарат по отслеживанию вредоносных элементов к объекту. Спустя несколько секунд на экране компьютера красным цветом загорелись цифры: оказалось, в матрешке - опасная концентрация мышьяка и свинца. «Как видите, несмотря на то, что матрешка сделана из дерева, краска на ней содержит вредные примеси», обратилась к удивленным журналистам Ольга Сперанская. Следующий объект исследования — серая плюшевая крыска. Сам «грызун» оказался чистым, однако в его глазах в большом количестве сконцентрирована сурьма. Как разъяснили эксперты, это тоже побочный продукт покраски.
Подобная ситуация сложилась и после измерения керамических кружек: все изделия с рисунком содержали вредные примеси, а однотонные емкости были чисты.
При производстве игрушек сурьма используется как пламягаситель. Делать это разрешено, однако получается парадокс: как раз при возгорании этот элемент способен сильно навредить. При его нагревании выделяется газ, вдыхание которого может привести к серьезным последствиям.
Ученые-представители IPEN отметили, что аппарат, с помощью которого они проверяли содержимое детских игрушек, очень дорогостоящий. Поэтому далеко не каждое предприятие сможет осилить его приобретение. Производится он в основном в США, но и в России существует компания, занимающаяся его разработкой. «Чтобы не рекламировать эту фирму, мы не будем вам ее называть, но она есть. Правда, стоит аппарат очень дорого» - подчеркнула Ольга.
Первой из обычных граждан тех, пришедших протестировать игрушки, была Наталья. Она принесла большой пакет, в котором лежали разнообразные вещи: плюшевая собака, резиновый дракон и детские украшения. В собаке прибор не зафиксировал превышений нормы. А вот дракон оказался вреден. Наталья с удивлением пояснила, что куплен он был еще в 1990-е годы - «Тем более, получается, что исследуемая нами проблема уже достаточно стара» - заметила представитель «Эко-Согласия».
В ходе исследования ученым попалось несколько игрушек, произведенных в странах Евросоюза, но не отвечающих нормам по содержанию опасных металлов. Причина попадания таких игрушек на прилавок кроется в том, что в ЕС контроль за качеством детских товаров на порядок выше, чем в России. Продукция, которая не допускается к продаже в Европе, сразу же поступает в страны бывшего СССР, где успешно реализуется.
Протестирована была и косметика для детей. Результаты оказались крайне неутешительными: в помаде — высокое содержание ртути, в тенях — сурьмы. «Вот такой вот бутерброд из ртути для наших детей», - прокомментировала увиденное Сперанская. Поразительно, но тени для взрослых, взятые для сравнения, оказались абсолютно безопасны.
В дальнейшем объектами исследования становились не только товары для детей, но и часы, кошельки, ручки, заколки и даже мобильные телефоны. «Чисто-о» - с явным акцентом говорил Джо Диганжи каждый раз, когда не находил вредных элементов в очередном образце.
В общей сложности тестирование продолжалось около трех часов. К сожалению, желающих проверить игрушки или личные вещи было немного – вероятно, сказался недостаток информации, - но те, кто пришел, были приятно удивлены предоставившейся им возможностью.
Итог мероприятию подвела Ольга Сперанская. Она дала несколько советов по выбору безопасной продукции для детей. «Во-первых, ни в коем случае не покупать детскую косметику. Во-вторых, тщательно проверять документы на игрушки и наличие сертификатов качества. В третьих: внимательно рассмотрите товар. Если от него исходит какой-то запах или если нарушена внешняя оболочка — совершенно точно, что такая игрушка опасна. И последнее, старайтесь покупать не игрушки-однодневки, а качественные товары», - отметила эксперт.
Денис Гольдман