Posted 27 ноября 2012, 17:36
Published 27 ноября 2012, 17:36
Modified 31 марта 2024, 22:17
Updated 31 марта 2024, 22:17
Широко разрекламированное первое казачье патрулирование центра столицы обернулось костюмированной комедией с элементами скандала. Жаль, зрителей было мало, если не считать многочисленных журналистов.
Накануне, по городу распространилась информация о то, что впервые в истории России с 1917 года казаки станут помогать полиции патрулировать площадь Белорусского вокзала. Причем, это будут казаки Юго-Восточного округа: некоторое отступление от формальной логики, но мало ли… Заинтригованные работники СМИ через сайт префектуры ЮВАО выходили на казачье общество того же округа – и там их любезно приглашали поприсутствовать и запечатлеть
Развод казачьего патруля был назначен на 10:00 у префектуры Центрального округа на Марксисткой, 24. Происходило это так: гудящая орава журналистов самого различного профиля буквально набросилась на нескольких человек, гораздо более старшего возраста, в разношерстном обмундировании, скромно и несколько сконфуженно кучковавшихся во дворе префектуры. Можно сказать, что «силы были совершенно не равны».
«Обмундирование» - понятие растяжимое: из десяти казаков (столько их собралось в итоге), не было даже двух, одетых одинаково. Папахи, как мерлушковые, так и из простой овчины, у некоторых фуражки – синие. С краповым околышем - у Центрального казачьего войска, сформированного в Москве, «приборный цвет» оказался краповый, как у внутренних войск МВД. Синие полупальто. Вообще, казачья форма сильно модернизировалась, видны галстуки и белые рубашки. Но кто-то в камуфляже, а кто и в классическом черном полушубке. Все в офицерских погонах: у одних серебряные - по старинным царским фасонам (только кант – краповый), у других – современные майорские звезды или современные же полковничьи. Как выяснилось чуть погодя, их обладатели – недавно демобилизовавшиеся офицеры, сохраняющие выслуженные ими звездочки.
Никакого оружия, никаких нагаек, амуниции тоже не было, не говоря уже о лошадях. В качестве старшего выступил товарищ атамана районного окружного казачьего общества «Юго-Восток», полковник Игорь Гуличев (на нем, кстати, были правильные погоны казачьего полковника – серебряные, с двумя просветами и без звездочек).
Игорь Петрович дал краткие разъяснения для прессы. Казачество в Москве, как и вообще в современной России – это сеть общественных организаций, чья деятельность регламентируется федеральным законом «О некоммерческих организациях». Казаки не получают от государства (по крайней мере, пока) ни оружия, ни особого разрешения на него, ни финансирования. Но в ряде мест казаки добровольно оказывают помощь полиции в охране общественного порядка – можно сказать, на правах народной дружины. Наиболее «продвинутым» в этом отношении краем они считают современную Кубань, где губернатор Александр Ткачев активно занимается привлечением казаков к наведению порядка.
В Москве же дальше всех продвинулся по этой части Юго-Восточный округ, чьих казаков (около тысячи) и объединяет общество «Юго-Восток». Уже год (как раз с прошлого ноября) добровольные казачьи дружины помогают полиции патрулировать территорию: в этом участвует 85 казаков, и еще многие хотят. Принимаются в ряды не только потомки старого казачества, но и все единомышленники, разделяющие традиционные казачьи ценности. Что касается пользы для местного правопорядка, то, как подчеркнул товарищ атамана, как и от народных дружин, если они организуются не для галочки, а с умом, польза есть. Дружинники обеспечивают «более широкий охват территории», - что важно в борьбе с мелкими, но досадными правонарушениями, как-то пьянство в неположенном месте, хулиганство, недостойное поведение. Часто казаки помогают увещевать молодежь, которая все-таки склонна к ним прислушиваться.
Белорусский же вокзал здесь вот при чем: оказывается, префектура и УВД Центрального округа заинтересовались опытом коллег из ЮВАО и решили тоже наладить сотрудничество с казачеством. А для первого раза пригласили юго-восточных казаков как бы для обмена опытом.
Туда-то, на вокзал, а точнее, на площадь Тверской заставы, и отправились казаки на автобусе от префектуры. Журналисты в большинстве своем потопали на метро к Таганке, но, поскольку мы живем в эпоху пробок, прибыли на вокзал заметно раньше.
У стен Белорусского вокзала со стороны площади товарищ атамана объявил, что сейчас все вместе сотрудником полиции приступят к патрулированию. Как потом выяснилось, сотрудник полиции был в штатском и вообще никак своего присутствия не обозначал. Для непосвященных это выглядело так, будто полиции было недосуг, и казаки отправились сами по себе.
Двинулись все в пешеходный туннель под Тверским путепроводом, гдеи было торжественно пресечено единственное наблюдаемое правонарушение, а именно, несанкционированная торговля. Все, кто торговал в этом переходе, оказывается, расположились там без разрешения. Вежливо, ровным «офицерским языком» казаки попросили неправомерно торгующих удалиться, что и было исполнено.
«А у меня, между прочим, павильон снесли, - пожаловалась журналистам одна из торговок. – У меня товар остался нераспроданный, и налог за это срок уплачен». «Мы не для того, чтобы пугать, - добродушно заметил прессе старший по возрасту из группы, пожилой есаул Валентин Дегтярев. – Конечно, без разрешения торговать нельзя. Но надо и о ней как-то позаботиться новое место выделить для торговли. Просто надо по закону».
Собственно говоря, на этом рейд закончился. Одного казака оставили присматривать за вокзалом – журналисты тут же кинулись умолять его найти еще хоть какое-нибудь правонарушение, но таковых было в упор не видно. Остальные же в автобусе направились домой
Однако, сворачивая пешком на Грузинский вал, корреспондент «Росбалта» увидел знакомый казачий автобус, пассажиры которого как раз в этот момент ликвидировали
еще один несанкционированный рыночек у дороги. Жаль, не удалось застать всю картину с самого начала. По словам коллег-свидетелей, в автобусе находилась и пара полицейских чинов, так что на сей раз товары были погружены в автобус, и несколько продавцов поехали с полицией и казаками в ОВД для выяснения дела. Оставшиеся на месте в считанные минуты свернули шатры и сложили столы.
Ну что ж, до сего момента все было более-менее логично. Как и комментарии Игоря Гуличева для прессы. Как заметил товарищ атамана: «Главное – начать». Конечно, в принципе, казаки хотели бы получить от государства побольше полномочий, а в идеале и оружия, и материальной помощи. Но начало было положено, пусть и в несколько опереточном виде. Появятся ли еще казаки именно у Белорусского вокзала – пока неизвестно. Как объяснил Игорь Гуличев, все-таки, дело его дружины – порядок в ЮВАО. Очередь – за властями центра.
Затем, однако, наступила вторая серия. Ближе к вечеру в СМИ появились оперативные сообщения-опровержения. Власти ЦАО категорически заявили, что никакого казачьего рейда они не заказывали, и даже прошений таких не получали.
«Это было неожиданностью! – рассказал корреспонденту «Росбалта» пресс-секретарь префекта ЦАО Павел Большунов. – Когда они у нас в 10 утра собрались, я был в шоке - даже не от казаков, а от количества телекамер. Ребята, вы хоть предупредите!»
Как решительно подтвердил Большунов, ни префектура ЦАО, ни УВД ЦАО, ни ГУВД к данному казачьему мероприятию никакого отношения не имеют. То-то среди казаков полицейских не было – только «один законспирированный в штатском». Этоттаинственный опер так профессионально замаскировался, что никто из журналистов даже не заподозрил никого из присутствующих. Как тут не вспомнить историю про пресловутую черную кошку в темной комнате…
«Если граждане России, которые считают себя казаками, желают участвовать в патрулировании и помогать полиции, они должны вступить в народную городскую дружину, - разъяснил Большунов. - Пока еще нет этого отряда, он только формируется. А чтобы стать членом городской городской народной дружины, нужно согласовать эти все вопросы с Комитетом по делам казачества, с Департаментом региональной безопасности, с ГУВД Москвы. Их должны проверить: судим – не судим, морально-деловые качества и т.д».
«На сегодняшний день эта группа нелегитимна», - справедливо заключил Павел Большунов. Что же теперь будет, однако? «Я думаю, что сейчас будет разбирательство на уровне Департамента региональной безопасности, - предположил собеседник агентства. - Кто разрешал, кто приглашал».
Полковник Гуличев Игорь Петрович на звонки не откликался - что было предсказуемо. Вопросов, конечно, остается еще много – и ближайшие дни, будем надеяться, дадут на них ответ. Вероятно, свою позицию как-то прояснит и префектура ЮВАО, и руководство Центрального казачьего войска. Да и сами участники рейда – явно не те люди, которые завтра куда-нибудь скроются.
Еще неплохо бы выяснить, действительно ли были конфискованы товары – и был ли в автобусе хоть кто-то, имеющий какое-то отношение к полиции. Кстати, как раз контроль за торговлей в функции народной дружины по закону вообще не входит.
«В 2013 году Комитет по делам казачества и городской штаб НД завершат формирование уже дружины, в состав которой войдут граждане из числа казаков. Она в стадии формирования», - просветил в заключение Павел Большунов.
Леонид Смирнов