Posted 30 октября 2012, 12:38
Published 30 октября 2012, 12:38
Modified 31 марта, 22:43
Updated 31 марта, 22:43
Следственное управление ФСБ выделило в отдельное производство из дела о подготовке покушения на Владимира Путина материалы в отношении уроженца Казахстана Ильи Пьянзина. Пока только он один предстанет перед судом в рамках громкого расследования. По данным «Росбалта», контрразведчики полагают, что охоту за Путиным боевики вели как минимум с 2006 года. А некоторые из них могли контактировать в Европе с представителями «Аль-Каиды».
Как сообщил «Росбалту» источник в спецслужбах, вскоре после Нового года ФСБ РФ планирует завершить расследование дела в отношении Ильи Пьянзина, после чего оно будет передано в суд. В связи с этим материалы выделены в отдельное производство из дела о подготовке покушения на Путина. Сам молодой человек после задержания на Украине дал признательные показания и рассказал обо всех сообщниках. Как стало известно «Росбалту», в первый день после экстрадиции в Москву Пьянзин также охотно беседовал с контрразведчиками, рассказывал, что в какой-то момент начал понимать, что рано или поздно будет арестован. И все же произошедшие стало для него неожиданным и т.д.
Однако позже гражданин Казахстана резко прекратил свое общение с представителями ФСБ РФ, ссылаясь на статью 51 Конституции. После появления у него адвокатов по договору Пьянзин начал давать показания, но они уже полностью отличаются от ранее сделанных на Украине. Молодой человек уверяет, что прилетел в Одессу из Казахстана, чтобы заниматься бизнесом и к подготовке покушения никого отношения не имеет. «Доказательства его вины на всю жизнь остались на его руках – они все в шрамах от взрыва бомбы в Одессе», - пошутил собеседник агентства в спецслужбах. Сам же Пьянзин уверяет, что повреждения получил во время несчастного случая, который к планируемому теракту никого отношения не имеет.
Судя по всему, пока Пьянзин один предстанет перед судом по громкому делу. Экстрадиции его подельника Адама Осмаева из Украины мешают решения Страсбурского суда. А предполагаемого организатора покушения – лидера боевиков Доку Умарова - спецслужбы не могут поймать уже много лет.
По словам источника агентства в спецслужбах, основная работа по расследованию подготовки теракта против Путина ведется в рамках уголовного дела о деятельности запрещенной организации «Имират Кавказ», которой руководит Умаров. Именно в материалах этого расследования фигурируют другие предполагаемые участники подготовки покушения, в том числе 30-летний уроженец Волгоградской области Вахид Эдельгириев.
По версии контрразведчиков, еще в 2006 году Доку Умаров отдал распоряжение эмиру Урус-Мартановского сектора "Имарата Кавказ" Чингисхану Гишаеву (позывной Абдул Малик) подготовить в Москве теракт против первых лиц государства. Тогда же преступники завезли в столицу взрывчатку, а потенциальный подрывник, 20-летний житель столицы Лорс Хамиев, прошел обучение взрывному делу в лагере боевиков около села Катыр-юрт Ачхой-Мартановского района Чечни.
Вернувшись в Москву, он вместе с сообщниками попал в поле зрения ФСБ РФ. Однако злоумышленники заметили слежку. Весной 2007 года сотрудники ФСБ РФ задержали Лорса Хамиева и двух его знакомых — Умара Батукаева и Руслана Мусаева. Два других участника операции боевиков - Адам Осмаев и Чингисхан Гишаев - сумели скрыться, их объявили в федеральный розыск. После ареста подозреваемых в Москве были обнаружены "Жигули" со взрывчаткой. У уроженцев Чечни также изъяли видеозаписи следования различных кортежей по Кутузовскому проспекту, рядом с которым они арендовали квартиру. Злоумышленники решали, против кого им стоит провести теракт. Среди потенциальных жертв были глава Чечни Рамзан Кадыров и Владимир Путин.
Как выяснили сотрудники ФСБ РФ, тогда была изъята не вся взрывчатка, завезенная в Москву. Часть ее продолжала оставаться в тайнике рядом с правительственной трассой.
В 2009 году для проведения операции Гишаев отправил в Москву боевика Урус-Мартановского сектора "Имарата Кавказ" Руслана Озниева - человека с крайне интересной биографией. Спецслужбам он больше известен как уроженец Чечни Руслан Коровин (его мать русская). Он еще в конце 1990-х годов сошелся с боевиками из Урус-Мартановского района, принимал участие в терактах против федеральных войск. Коровина подозревали и в том, что он имел отношение к взрывам в Кавказских Минеральных Водах.
В 2001 году Коровин был задержан в Чечне вместе с двумя другими боевиками - Асланом Очерхаджиевым и Саид-Магомедом Хисимиковым. Схватили их в том момент, когда они ехали в машине, в багажнике которой находилась взрывчатка. В ходе перестрелки был убит приятель Коровина Анзор Берсанов. В 2002 году, когда над участниками бандформирований, шел суд, они умудрились совершить побег. Первого марта автозак с шестью заключенными подъезжал к СИЗО в Краснодаре, в этот момент они инсценировали драку. Два конвоира (позже выяснилось, что они были подкуплены) открыли камеру, якобы чтобы утихомирить арестантов, которые для правдоподобности избили их и отобрали пистолеты. На поиски оказавшихся на свободе Руслана Коровина и Саид-Магомеда Хисимикова у правоохранительных органов ушла неделя. Брали их снова со стрельбой. Несмотря на все это, суд посчитал вину Коровина в терроризме не доказанной, он получил в общей сложности всего два года и девять месяцев колонии.
Выйдя на свободу, Коровин взял фамилию отца, став Озниев. Транзитом через Польшу он перебрался во Францию, где, по данным спецслужб, поддерживал отношение с тем же Осмаевым, проживавшим в тот момент за границей, а также с рядом боевиков, связанных с «Аль-Каидой». В 2007 году вместе с Осмаевым прилетал ненадолго в Москву и общался с лицами, готовившими теракты. Когда деятельность Озниева привлекла внимание французских правоохранительных органов, Гишаев отправил его для совершения теракта в столицу.
Как позже признался на допросах Руслан, в Москве его встретил связник от Чингисхана, который передал ему парик, очки, а также оружие и взрывчатку, извлеченные из тайников в столице. Озниеву были предъявлены групповые фотографии боевиков из ближайшего окружения Гишаева, после чего в связнике он опознал другого участника Урус-Мартановского сектора "Имарата Кавказ" - Вахида Эдельгириева. Этот человек тоже хорошо известен спецслужбам.
Эдельгириев родился в 1982 году в Волгоградской области, был знаком с другим уроженцем этого региона – русским ваххабитом Павлом Косолаповым. В конце 1990-х годов Вахид примкнул к отряду Гишаева, где прошел обучение минно-взрывному делу. В январе 2007 года Эдельгириев вместе с 17-ю другими участниками незаконных вооруженных формирований явился в правоохранительные органы Чечни с повинной, благодаря чему остался на свободе. Однако оказалось, что сделал он это лишь для того, чтобы на время легализоваться. Спустя несколько месяцев вместе с подельниками он совершил нападение на местных милиционеров и вновь был объявлен в розыск.
Появление Озниева в Москве в 2009 году не осталось незамеченным ФСБ РФ, он был задержан. Контрразведчики подозревали, что Руслан готовил крупный теракт, который мог быть направлен и против первых лиц государства. Однако Озниев с Гишаевым попросту не успели толком определиться с объектом нападения. Сам Озниев-Коровин признавал свою вину только в незаконном хранении оружия и взрывчатки, заявив, что к подготовке взрыва отношения не имеет. В июне 2011 года Озниев был приговорен Мосгорсудом к 17 годам лишения свободы. Примечательно, что уже после этого в Россию из Франции были командированы сотрудники спецслужб этой страны, которые в присутствии следователей ФСБ РФ допрашивали Озниева о его связях в Европе и взаимоотношениях с «Аль-Каидой».
Чингисхан Гишаев был уничтожен в ходе спецоперации в Чечне в 2010 году.
По версии оперативников, Доку Умаров знал об оставшейся в Москве взрывчатке и решил использовать ее для покушения на кого-то из первых лиц России, в том числе на Владимира Путина. В 2011 году представители "Имарата Кавказ" связались с находившимся за границей Адамом Осмаевым и поручили ему подыскать исполнителей для теракта. Он привлек к операции москвича Руслана Мадаева и гражданина Казахстана Илью Пьянзина. Все вместе они прилетели на Украину, где и стали готовить все необходимое для покушения. В январе 2012 года в одной из квартир в Одессе сработала кустарно изготовленная бомба. Мадаев тогда погиб, Пьянзина задержали по "горячим следам", а Осмаева — в феврале. На допросах на территории Украины Пьянзин признался, что к ним тоже приезжал связник от «Имирата Кавказ», который передал компоненты для бомбы, указал на место, где в Москве находится взрывчатка и передал инструкции от Доку Умарова. В связнике он опознал того же Вахида Эдельгириева. Илья Пьянзин был экстрадирован в Россию в августе 2012 года.
С передачей РФ Адама Осмаева вопрос «подвис», поскольку на нее временный мораторий наложил Страсбургский суд.
Александр Шварев