Posted 8 октября 2012, 13:17

Published 8 октября 2012, 13:17

Modified 31 марта, 23:03

Updated 31 марта, 23:03

ФСБ узнала все тайны националистов

8 октября 2012, 13:17
Суд над идеологом российских националистов Петром Хомяковым пройдет в особом порядке: он сообщил о связях националистов с политическими партиями России и блоком Юлии Тимошенко, о кураторе Рыжего Тарзана, а также о хищении миллиардов ЦКАД.

Пятнадцатого октября Гагаринский суд Москвы рассмотрит уголовное дело в отношении идеолога российских националистов Петра Хомякова. Слушания пройдут в особом порядке, поскольку обвиняемый заключил сделку с правосудием, в рамках которой, как удалось выяснить «Росбалту», сообщил сотрудникам ФСБ РФ немало интересного. В частности Хомяков рассказал: на чьи средства появилась мощная националистическая группировка «Северное братство»; зачем она нужны была политическим объединениям «Родина» и «Справедливая Россия»; почему группировке помогал блок Юлии Тимошенко; кто являлся куратором нациста Вячеслава Дацика по кличке Рыжий Тарзан; как члены «Северного братства» участвовали в хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на строительство ЦКАД.

Под контролем «Родины»

Как следует из рассказа Петра Хомякова, до 2005 года он работал в ЗАО «МИКОР», президентом которого являлся Валерий Вдовенко. Последний неоднократно заявлял, будто связан со спецслужбами России и имеет связи в администрации президента и аппарате правительства. Согласно официальной информации, Вдовенко в свое время являлся председателем исполкома «Партии российских регионов» Сергея Глазьева. А когда эта партия влилась в блок «Родина», Вдовенко вошел в президиум общероссийской общественной организации «Родина. Конгресс Русских общин».

По словам Хомякова, участвующие в создании «Родины» политики собирались в здании «МИКОР», чаще всего в кабинете Евгения Ермачкова (впоследствии стал членом президиума «Родины»). На одном из таких совещаний его участники решили, что сильной стороной организации стало бы получение неофициального контроля над большей частью контрсистемной оппозиции националистического толка. Для этих целей было решено «купить» «Славянский союз», разгромить «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), а на их базе создать новую силу, к которой постепенно присоединять мелкие националистические группировки. Управление этим конгломератом предполагалось вести опосредованно, в интересах «Родины». Как уверяет Хомяков, после того, как партия вошла в полном составе в «Справедливую Россию», цели по «захвату» националистической оппозиции остались прежними.

Возглавлял весь этот проект Валерий Вдовенко, который постоянно заявлял, будто согласовывает свои действия с представителями спецслужб России. Согласно повествованию Хомякова, сам он изначально решал различные локальные задачи. В частности, в 2006 году провел ряд встреч с Александром Мироновым и Антоном Мухачевым, входившим в тот момент в руководство ДПНИ. Во время этих переговоров присутствовал и некий Виталий, представлявшийся высокопоставленным сотрудником Таможенного комитета России. На встречах обсуждалось создание новой националистической группировки, которая и стала бы основой для конгломерата. Была выработана ее концепция, а также придуманы несколько вариантов названия. Их передали Вдовенко. Тот, проконсультировавшись с кем-то, остановился на «Северном братстве». По замыслу создателей, группировка должна была действовать в рамках закона, но на грани уголовно наказуемых деяний, а ее интернет-ресурс - пользоваться авторитетом у радикальные слоев населения. Одновременно было решено при помощи Миронова и Мухачева начать операцию по «развалу» ДПНИ и дискредитации ее лидеров. В частности, предполагалось «расколоть» участников движения на язычников и христиан и посеять вражду между ними. Как признался Хомяков, в результате ДПНИ удалось только «существенно ослабить», потом там вычислили заговорщиков и изгнали из этой организации Миронова и Мухачева. Вслед за ними в «Северное братство» перешла и часть сторонников ДПНИ.

Постепенно группировка «Северное братство», получавшая хорошее финансирование, стала в националистической среде раскрученным «брендом». Ее деятельность контролировал Вдовенко, который также решал и финансовые вопросы. Миронов и Мухачев курировали работу непосредственно с националистами, деятельность сайта и т.д. Они же создавали так называемые «автономные группы» - боевые подразделения «Северного братства» в Москве и регионах. Хомяков отвечал за идеологическую составляющую. На основе его книги «Катастрофа 2012» был создан программный труд националистов «Национальное освобождение русского народа» (программа «НОРНА»). По уверению Хомякова, как только у «Северного братства», опиравшегося в своей идеологии на язычество, появлялись конкуренты в регионах, тут же выделялись деньги местным милиционерам, которые проводили операции против подобных структур, закрывали их сайты и т.д.

В сентябре 2007 года все лидеры «Северного братства» собрались в городе Александров Владимирской области. Для привлечения новых сторонников, они решили провести в России несколько массовых акций, а также запустить интернет-проект «Большая игра». Он предусматривал, что молодые люди будут унижать приезжих, поджигать их торговые палатки, автомобили, рисовать на этих объектах свастики, а видеоотчеты присылать в «Северное братство». Взамен скинхеды могли рассчитывать на продвижение в иерархии группировки и финансовую благодарность.

А вскоре среди лидеров «Северного братства» произошел раскол. По утверждению Хомякова, Миронов и Мухачев полагали, что группировка должна становиться более радикальной, проводить настоящие силовые акции, закупать оружие и готовить в стране переворот, а не заниматься мелким хулиганством. Хомяков возражал против этого, боясь арестов. Обе стороны стали ходить к Вдовенко и жаловаться друг на друга. Дошло до того, что на сайте «Северного братства» появились призывы к физическому устранению Хомякова.

Постепенно проект по созданию в России массовой националистической группировки умеренного толка вышел из под контроля его кураторов. Более того, «Северное братство» могло в любой момент превратиться в террористическую структуру с разветвленной региональной сетью. В результате в 2009 году сотрудники ФСБ РФ провели операцию против лидеров «Северного братства». В частности, были задержаны Антон Мухачев и Петр Хомяков. Последний начал сотрудничать с ФСБ. Но как только его отпустили под подписку о невыезде, сбежал на Украину.

Рыжий Тарзан и Юлия Тимошенко

Петр Хомяков, активно поддерживавший отношения со многими видными деятелями националистического движения, на допросах рассказал о них немало интересного. Например, сообщил, кто курировал националиста Вячеслава Дацика, наделавшего немало шума своим побегом из спецпсихушки и загадочным появлением в Норвегии.

«Раскручивая» «Северное братство», Хомяков часто общался с бывшим депутатом Ленсовета, лидером Национально-республиканской партии России Юрием Беляевым, который по совместительству является создателем движения и сайта «Русцентр». Последний, по словам обвиняемого, как-то признался ему по скайпу, что тесно взаимодействует с некой криминальной группировкой скинхедов, членом которой является участник чемпионатов по боям без правил Вячеслав Дацик (известен под кличкой Рыжий Тарзан – «Росбалт»). В августе 2010 года Рыжий Тарзан сбежал из психиатрической клиники, куда был помещен по решению суда. По утверждению Хомякова, после побега Дацика приняли в Норвегии проживающие в этой стране администраторы и модераторы «Русцентра» (все иммигранты из России). А когда Рыжий Тарзан сдался властям Осло, его покровители уехали из Норвегии через Данию. Они перебрались в другие страны Европы и Россию.

По утверждению Хомякова, «Северное братство» в своих целях пытались использовать и политические силы Украины. Именно в эту страну он сбежал от ФСБ РФ по приглашению одного из создателей УНА-УНСО, руководителя организации «Братство» Дмитрия Корчинского. Тот пообещал организовать Хомякову политическое убежище и достойное финансирование его деятельности. В 2009 году в Киеве с участием Хомякова и того же Беляева был проведен съезд «Русской радикальной оппозиции». Как утверждает лидер «Северного братства», во время этого мероприятия к нему обратились официальные представители блока Юлии Тимошенко. Они рассказали, что осуществляют предвыборный проект в интересах Юлии Тимошенко, цель которого – привлечь на свою сторону русскоязычный активный электорат Украины с помощью авторитета националистических группировок из России. Для этого блок и организовал съезд. При этом важно, чтобы Хомяков представлялся именно лидером «Северного братства», поскольку эта группировка крайне раскручена. Однако в декабре 2009 года блок Юлии Тимошенко отказался от проекта с российскими националистами, следом интерес к Хомякову потерял и Корчинский.

Но без дела беглый лидер «Северного братства» не остался. В августе 2010 года его пригласили в Грузию председатель Конфедерации народов Кавказа Зала Касрелишвили и руководство «Первого информационного кавказского канала» (ПИКК). Они хотели, чтобы Хомяков сделал там цикл передач, где бы Россия выглядела не в самом лучше свете. На время работы его обеспечили жильем, едой и нужными лекарствами. Хомяков подготовил проекты программ, однако работу на ПИКК ему так и не предоставили. В результате в ноябре 2010 года он вернулся на Украину, где, по собственному признанию, занимался политическим «попрашайничеством».

В июне 2011 года у него полностью закончили все средства, и Хомяков через Белоруссию вернулся в Россию, чтобы оформить себе пенсию. Примечательно, что данный факт остался незамеченным ФСБ РФ, хотя лидер «Северного братства» находился в федеральном розыске. Хомяков поселился у приятеля в одной из деревень Псковской области, откуда общался с соратниками при помощи Интернета. Как-то один из знакомых националистов дал ему адрес электронной почты одного состоятельного гражданина, проживающего в Германии и готового профинансировать проекты Хомякова. Петр вступил с потенциальным спонсором в переписку, правда, убеждал его, что якобы прячется в Грузии. Когда тот предложил встретиться на территории этой страны для передачи денег, Хомяков сознался, что находится в России. В результате стороны договорились пообщаться в одной из гостиниц в городе Переславль. Когда 27 августа 2011 года Хомяков приехал в отель, то был задержан сотрудниками ФСБ РФ.

Миллиард рублей за данные из энциклопедии

В рамках сделки со следствием Петр Хомяков дал подробные показания и о том, как совершалось хищение 8,8 млрд рублей, выделенных государством на проектирование Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Петр вместе с другим националистом Сергеем Волковым (проживает в США, объявлен ФСБ РФ в розыск), являясь видными учеными, были приглашены в ООО «Спецметропроект», занимавшееся работами по ЦКАД. Они возглавили отдел геоэкологических изысканий (ОГЭИ), в который тут же приняли на работу около десяти членов «Северного братства». Эти люди ничего не делали, в офисе не появлялись, но им исправно перечисляли зарплату. В «Спецметропроекте» на подобные вещи «закрывали глаза», поскольку, по утверждению Хомякова, они с Волковым были задействованы в масштабных хищениях госсредств.

Согласно информации лидера националистов, с ноября 2008 года он участвовал во всех производственных совещаниях по проекту ЦКАД, во время которых прямо объявлялось: нужно имитировать активную работу, якобы ведущуюся с лета 2008 года. А на самом деле скупать архивные материалы, чтобы впоследствии выдавать их за свежие изыскания по проекту ЦКАД. Поскольку официальное получение архивных материалов требовало длительного времени, были выделены специальные средства на то, чтобы приобретать нужные материалы нелегально, у сотрудников архивов и профильных учреждений. К началу декабря 2008 года ОГЭИ израсходовало 28 млн рублей. Эти деньги пошли на аренду офисов, выплату зарплат, покупку тех самых архивных материалах. Однако руководители компаний, имевших отношение к проекту, потребовали от Волкова и Хомякова составить в течение двух недель (к 12 декабря) смету о том, что ОГЭИ якобы израсходовал 1 млрд рублей. Никакие возражения не принимались. Ученым только давали советы, как лучше имитировать активную деятельность. Например, сфотографировать из машины места, где должна пролегать ЦКАД и приложить снимки к отчету, выдав их за дорогостоящие «маршрутные изыскания».

К сроку, когда надо было сдавать отчет о проделанной работе, Хомяков и Волков не успели получить архивные материалы, поэтому они составили его на основе данных из энциклопедий и учебников, а также информации, сохранившийся с 1980-х годов у одного из знакомых. Руководители проекта ЦКАД сказали, что ничего страшного в этом нет, главное сейчас показать заказчику (то есть государству) хоть что-то, а потом уже можно будет сделать убедительную имитацию работ. Вскоре подоспели архивные материалы, на основе которых к 25 декабря был подготовлен окончательный отчет о расходовании средств. При этом, как уверяет Хомяков, на самом деле практически никакие работы не проводились.

В январе 2009 года Хомяков вновь был вызван руководством проекта ЦКАД и ему объявили, что ОГЭИ надо начинать готовить отчет для списания еще 2,5 млрд рублей, которые выделило государство. Ученый отвел одного из собеседников в сторону и поинтересовался, сколько же в реальности получит его отдел. И получил ответ: не больше 190 млн рублей. На возражения Хомякова, что подобные махинации крайне опасны, собеседник возразил: мол, все согласованно в вышестоящих структурах и беспокоиться не о чем.

Поучаствовать в дальнейшем хищении средств, выделенных на ЦКАД, Хомякову помешала операция ФСБ РФ против лидеров «Северного братства». Контрразведчики также сейчас ведут расследование о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных на проектирование ЦКАД. Хомяков фигурирует в нем в качестве свидетеля.

Юрий Вершов

Подпишитесь