Posted 10 сентября 2012, 11:48
Published 10 сентября 2012, 11:48
Modified 31 марта, 23:30
Updated 31 марта, 23:30
Победивший на международном конкурсе «Большая Москва» франко-российский проект должен принести расширенной столице около 80 млн кв. метров недвижимости, 1,75 млн новых рабочих мест и переселение 2,5 млн жителей в привлекательном для них самих направлении. Население нашего мегаполиса к 2025 году должно составить 14 млн человек. Общая стоимость проекта оценивается в 7,5 трлн рублей – цены предпочли объявить в российской валюте. Время реализации рассчитано до 2047 года, то есть, до 900-летия Москвы.
В течение минувшего полугодия десять архитектурно-градостроительных команд, отобранных на начальном этапе из 67 заявок, состязались в «концепциях развития московской агломерации». Это был не просто анализ представленных готовых решений – ежемесячно проходили семинары по принципу «мозгового штурма» с участием всех конкурсантов и доброй полусотни экспертов. В известно смысле, «работали за идею», поскольку деньги все получили поровну.
Наконец, жюри во главе с заместителем мэра Москвы Маратом Хуснуллиным объявило двух победителей. В первой и второй номинациях – «Московская агломерация» и «Большая Москва» - победу одержал проект сборной команды под началом французского архитектора Антуана Грюмбаха. В третьей номинации – «Новый федеральный правительственный центр» - победила команда американского бюро Urban design associates (UDA).
Все же, внимание к себе привлек именно «грюмбаховский» проект, который был торжественно презентован в пятницу в парке культуры имени Горького, на набережной – где временный павильон в виде огромной палатки расположился на месте, теперь уже бывшего городка аттракционов. Много места павильон не занял – да и круг собравшихся был малость узковат. А посмотреть-то, пожалуй, было на что.
Лидеров авторского коллектива четверо - трое французов: Антуан Грюмбах, Жан-Мишель Вильмотт и Борина Андрийе и российский архитектор Сергей Ткаченко, еще недавно директор НИиПИ Генплана, а ныне свободный художник. Французские гости говорили со сцены о своей любви к Москве и искреннем желании сделать ее уютной и прекрасной. Французы, ранее работавшие над обустройством Большого Парижа, не только подружились с русским коллегой и были введены им в курс москвоведения, но и сами оценили город свежим европейским взглядом.
Например, они нашли незастроенные пространства «по снегу» - фотографировали с разумной высоты большие снежные поля в черте города. Так русский снег оказался полезным с практической точки зрения. Это уже напоминает работу неких разведчиков и завоевателей. Где же в сегодняшней плотнозастроенной Москве нашлись пустые пространства?
Во-первых, это железнодорожные пути в черте города и даже в его центре. Их предлагается убирать в туннели. Так, над «рельсовым морем» в районе трех вокзалов можно освободить землю для постройки 4,2 млн кв. метров разной недвижимости. Вторым полем для освоения является территория вокруг Кремля (кто бы мог подумать!) Третьим – район Университета, где, помимо парков, на которые никто не покушается, до сих пор имеются гигантские неухоженные пустыри, способные с пользой принять 2,7 млн кв. метров недвижимости.
Однако «завоеватели» поспешили успокоить публику: застраивать они намерены по-современному, вперемежку с зеленью – и только так, и на этих примерах учить других застройщиков постепенно перестраивать остальной город. Озеленению в проекте уделяется колоссальное внимание – так, набережные планируется сделать сплошным зеленым парком у воды. Автомобильный поток уходит опять-таки в туннель – правда, по поверхности пойдет трамвай. Все это было показано в цветах и красках на слайдах – даже рельсы трамвайные в зеленой траве.
Естественно, ключевым вопросом стал транспортный. Так вот, основной артерией "Новой Москвы", присоединенных в этом году территорий, по замыслу авторов, должна стать совершенно новая скоростная линия метро. Которая пойдет на юго-запад, но не в районе Киевского направления МЖД, а «на юго-юго-запад», на Троицк, и протянется от Трех вокзалов до населенного пункта Рыжово, расположенного в 35 км от МКАД.
Остановок же на этом тернистом пути будет всего 12: «Три вокзала» - «Кремль» - «Киевская» - «Университет» - «Калужская» - «Ворота Москвы на МКАД» - «Коммунарка-Сосенки» - «Десна» - «Троицк» - «Красная Пахра» - «Чириково» - «Рыжово» (так и хочется написать «Чириково-Рыжково»). В этих, настоящих и будущих оазисах цивилизации планируется всячески развивать науку и образование. В населенном пункте с интригующим названием Чириково запроектирован гигантский логистический узел – здесь должна пройти Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которую, правда, пока еще никто не строил, но авторы воспринимают ее как данность. И в Рыжове будет курорт на брегах реки Поляницы.
Авторы проекта не стали распространяться насчет своих, ранее получивших известность, планов расселения федеральных министерств вдоль новой линии метро. Может быть, это уже вызвало недовольство в Кремле? Как знать – но, в конце концов, в номинации размещения федерального центра победила другая, американская команда. Французы же все-таки обмолвились, что хотели бы оставить вокруг Кремля лишь «подворья министерств», самые необходимые в центре офисы.
Вернемся, однако, к новому метро. Скорость его должна быть очень высокой – в ночные же часы линия вообще может поработать грузовой. Поскольку остановок мало, естественно, необходим промежуточный транспорт. По проекту, линия будет строиться везде, где возможно, открытым способом, в выемке. И первые годы так и ходить – а по берегам выемки станут курсировать промежуточные автобусы. Со временем линию постепенно накроют и поверх нее пойдут уже трамваи, и вырастут зеленые насаждения.
Другой великой магистралью, по проекту, станет большое железнодорожное кольцо, которое свяжет все столичные аэропорты и одновременно станции Пушкино – Сходня – Дедовск – Перхушково – Подольск и т.д. А параллельно МКАД пойдет линия рельсового транспорта типа легкого метро или тяжелого скоростного трамвая. У обоих колец сначала будет строиться западная часть, поскольку Москва расширяется на юго-запад. Транспортная революция предусматривает и множество других объектов, включая комфортабельные окраинные вокзалы – поскольку при упрятывании старых железнодорожных путей центра Москвы под землю число этих путей придется сократить до минимума, как и число поездов.
По первому впечатлению, выглядит это довольно заманчиво. Все же, какое отношение мега-проект будет иметь к реальности? Заместитель мэра Марат Хуснуллин, признавая в качестве председателя жюри эту работу лучшей, уже вынес следующее суждение: «Надо же исходить из того, сколько денег у тебя есть в кармане. Сегодня ни у нас, ни у Московской области на предложения Грюмбаха денег точно не хватит».
Правда, авторы подчеркивают, что их проект очень гибок, что выполняться он может поэтапно, по мере возможностей, и что «программа-минимум» очень хорошо ложится в реальные рамки.
«А почему у вас такие сомнения? Вы же поймите: мы даем 50-летнюю перспективу, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «Росбалта» архитектор Сергей Ткаченко. - В краткосрочном периоде – что-то ведь обязательно будет решено. Нельзя обойтись без этой – пусть не общей транспортной сети, но ее первых очередей. Без этого просто не будет работать Новая Москва».
На вопрос, откуда все-таки возьмутся денежные средства, Сергей Борисович ответил: «У нас существует бюджет – в этом году, например, Москва получила огромные субсидии, во много раз превышающие то, что раньше выдавалось на транспорт. Сейчас идет фантастический рывок в транспортном строительстве. Транспорт – это государственное дело. А вот на этот транспортный каркас нарастает мясо инвестиционное. Но сначала город должен сделать скелет».
Среди привлекавшихся к работе экспертов был и известный транспортник, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. В семинарах он участвовал очень охотно и активно, по поводу же реализации высказался со скепсисом.
«Меня уже спрашивали на рабочем уровне: «Скажите, какой из этих проектов интереснее по транспортной части?», - рассказал Блинкин корреспонденту «Росбалта». - Я сказал, что не готов это обсуждать. Это какие-то общие концепции, соображения. Они все очень хорошие. До жизни там очень далеко. Все они говорят, что надо возить людей хорошо, современно, аккуратно, быстро, с минимальным потерями времени. Ну, кто же скажет, что людей надо возить в давке и задорого! А чтобы судить, плохо или хорошо, надо смотреть конкретные транспортные схемы».
«На уровне концепции – все будет очень хорошо, - подчеркнул Михаил Блинкин. – Вот когда я дойду до счетов - я пойму, что у меня есть деньги только на то, чтобы возить пассажиров в часы пик по столько-то человек на 1 кв. метр вагонного пола! А чтобы понять, буду ли я возить трех человек на 1 кв. метр или восемь – циферки нужны. В концепции никаких циферок нету, им за это никто не заплатил. Сумма командировок оказалась ниже, чем доходные поступления. Какие транспортные расчеты за такие деньги!
Но визуально я получил огромное удовольствие от того, как будет выглядеть мой город через полвека».
Леонид Смирнов