Posted 22 мая 2012, 11:50

Published 22 мая 2012, 11:50

Modified 1 апреля, 01:13

Updated 1 апреля, 01:13

Торговцы «Черкизона» требуют от МВД РФ 6 млрд рублей

22 мая 2012, 11:50
Поставщики и торговцы Черкизовского рынка требуют от МВД РФ выплатить им стоимость товара, изъятого по «делу» о контрабанде». В материалах расследования значится, что ширпотреб был уничтожен. Однако его владельцы ставят это под сомнение.

Поставщики и торговцы Черкизовского рынка требуют от МВД РФ выплатить им стоимость товара, изъятого по «делу» о контрабанде». В материалах расследования значится, что ширпотреб был уничтожен. Однако его владельцы ставят это под сомнение.

Арбитражный суд Москвы 23 мая рассмотрит первый из целой серии исков торговцев с Черкизовского рынка. Индивидуальные предприниматели Николай Хохлов и его жена Ирина Кириллова требует взыскать с МВД РФ «за счет казны РФ» 2,9 млн рублей. В 2008 году сотрудники ДЭБ в рамках уголовного дела о контрабанде для «Черкизона» изъяли партию детской одежды, которая принадлежала супругам. Позже это дело, как и другие аналогичные, были закрыты в связи с декриминализацией статьи УК РФ 188 (товарная контрабанда). Более того, Уссурийским судом было вынесено решение о том, что изъятый товар должен быть возвращен владельцам. Однако оказалось, что почти весь он значится в материалах дела как уничтоженный. По словам адвоката истцов Любови Благушиной, с похожей ситуации столкнулись еще десятки продавцов и поставщиков «Черкизона», в том числе граждане Китая. Сейчас юрист готовит иски к МВД РФ и от них, общая сумма требований превысит 6 млрд рублей.

По словам Благушиной, ситуация с якобы имевшей место утилизацией товара, покрыта мраком. Ее доверители уверяют, что уже вскоре после изъятия весь ширпотреб оказался в продаже, и они неоднократно видели свой товар на прилавках у других торговцев. Из материалов же уголовного дела следует, что вещи не были признаны экспертами опасными для здоровья. Однако буквально везде, как говорится в томах расследования, обнаружили разные недостатки: кроссовки, куртки, костюмы, блузки непременно имели «дефекты пошива», «дефекты отделки» или «дефекты внешнего вида». Палатки оказались с дырками; железные лестницы - с «дефектами механизмов»; другие металлические изделия – со следами ржавчины и т.д.

На этом основании в феврале 2009 года следователь Следственного комитета при МВД РФ обратился в Тверской суд за разрешением на уничтожение изъятого товара, но получил отказ. Тогда он сам подписал соответствующее постановление и вещи стоимостью 330 млн рублей были (по документам) утилизированы без решения суда. Потом судья Тверского суда Сергей Подопригоров (сейчас работает в Мосгорсуде) все же одобрил решение следствия: ширпотреб еще на 5,7 млрд рублей уничтожили уже с одобрения служителей Фемиды. Товар на 1 млрд был оставлен - как улика - в рамках уголовного дела.

«Никто из владельцев товара не был уведомлен о решение следователя и Подпригорова, - отмечает Любовь Благушина. - О якобы имевшей место утилизации вещей мои доверители узнали только после закрытия уголовных дел. Поэтому одновременно с исками в Арбитражный суд сейчас поданы жалобы и в Мосгорсуд на решение судьи Подпригорова об уничтожении изъятого товара».

По словам адвоката, сам процесс утилизации происходил при весьма сомнительных обстоятельствах. Изъятый товар хранился на складах в Красногорской районе Подмосковья, по соседству с гигантским полигоном по уничтожению отходов площадью 63 га. Однако вещи зачем-то повезли за 150 км от этого места, в Калужскую область. «Расположенный там полигон имеет площадь всего 0,9 га, он просто не мог вместить в себя такое гигантское количество товара, - рассказала «Росбалту» Благушина. - Что на самом деле стало с этими вещами и так всем ясно. Вопрос только в том, кто за все это заплатит. Шесть млрд рублей – это, например, бюджет Тульской области».

Напомним, согласно данным МВД РФ, в 2007 году сотрудники ДЭБ узнали о существовании крупного контрабандного канала по поставкам товаров для Черкизовского рынка. Они решили осуществить так называемую контролируемую закупку. Несколько оперативников под видом бизнесменов, работающих на «Черкизоне», обратились в одну из столичных фирм и попросили организовать им поставку из Китая партии ширпотреба без уплаты таможенных пошлин. Когда груз пришел в Москву, Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда).

В ходе расследования было установлено, что контрабандный канал был организован ныне действующим депутатом законодательного собрания Приморского края. Он, близкие ему бизнесмены и таможенные брокеры сумели создать канал по поставке в Россию контрабандного ширпотреба. Причем весь груз доставлялась по заказам торговцев с вещевых рынков столицы, в первую очередь - с «Черкизона». В Москве, начиная с 2004 года, такие заказы принимал руководитель столичной фирмы "Камела и Ко" Владимир Караяни. Потом он передавал их своему партнеру Ван Юнфэю в Китай. По данным Следственного комитета при МВД РФ, на складах в Пекине формировались тюки с одеждой и обувью. Информацию о сроках поставках товара из Китая передавалась ближайшему сподвижнику депутата — генеральному директору ООО "Беркут" Валерию Гарифулину, который и обеспечивал его беспрепятственное прохождение через границу.

У контрабандистов были свои расценки. Они брали от $1700 до $1900 за перемещение через границу 1 куб. метра одежды и $1020 – за перемещение 1 куб. метра обуви. Ежедневная сумма, которые организаторы канала получали от торговцев с «Черкизона», составляла от нескольких сотен тысяч до одного миллиона долларов. Только Карояни зарабатывал $1,5-2 млн в месяц.

В мае 2008 года Ван Юнфэй приехал в столицу в гости к Владимиру Караяни, тогда оба мужчины и были задержаны. Одновременно сотрудники МВД РФ провели обыски на станциях Приморского, Хабаровского и Московского железнодорожных узлов, во время которых было задержано 208 вагонов с контрабандными товарами на 7 млрд рублей, следовавшими без документов.
На допросах обвиняемые по данному делу категорически отказывались давать какие-либо показания, касающиеся парламентария.

В 2010 года материалы в отношении Карояни, Юнфэя и их подельников были выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение в Уссурийский суд. В конце 2011 года адвокаты обвиняемых подали ходатайство о прекращении дела (в связи с вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс). Как следует из изменений, товарная контрабанда перестала считаться уголовным преступлением. Уссурийский городской суд согласился с такими доводами защиты и счел невозможным дальнейшее уголовное преследование обвиняемых. В результате дело было прекращено. Также суд распорядился вернуть владельцам весь товар, изъятый в рамках уголовного дела.

Александр Шварев

Подпишитесь