Posted 13 мая 2012, 14:39
Published 13 мая 2012, 14:39
Modified 1 апреля, 01:22
Updated 1 апреля, 01:22
Воскресная «Контрольная прогулка» с писателями имела грандиозный успех и превзошла все ожидания по числу участников. Очевидно, что размах шествия вышел далеко за рамки «литературного процесса». Налицо именно продолжение оппозиционных демонстраций в доступном сегодня формате.
Приблизительно за полчаса до полудня у памятника Пушкину собралось порядка 200 человек, среди которых добрую половину составляли журналисты. Но это – поначалу! Очень скоро развитие событий опровергло бюрократические прогнозы: публика непрерывно прибывала.
Из литераторов, выразивших желание выйти на прогулку, первыми пришли Дмитрий Быков, а также Олег Кашин – журналист, который тоже может считаться писателем, поскольку написал ряд книг, – и издатель Сергей Пархоменко. Вокруг талантов тут же выросли кольца поклонников и собирателей автографов. Самое большое кольцо собралось, конечно, вокруг Быкова.
Постепенно прибывали другие заявители: художник Андрей Бильжо, экономист Ирина Ясина, Борис Акунин и Юлия Латынина, чьи пышные ярко рыжие волосы несколько странно сочетались с белоснежной курткой и «кюлотами» до колен.
Сразу подтвердилось очевидное: заявленный формат хорош для самых горячих поклонников конкретного автора, которые заранее знают, к кому бежать за автографом, а также для всех, кто умеет хорошо работать локтями. Среднему обывателю в толпе к писателям было не протолкнуться (если ему вообще это было надо). Но настроение у всех было приподнятое и так.
Постепенно публика заполняла большой сквер с фонтанами - вплоть до кинотеатра «Пушкинский». В одном из кругов замечен был Александр Проханов, чье появление некоторых удивило. «А Проханов-то что здесь делает?» «Ну, он же писатель».
И тут-то выяснилось, что вопрос о том, кто является писателем, не так прост: «граница» между писателем и читателем все больше размывается. Лидер Русского общественного движения РОД Константин Крылов заметил корреспонденту «Росбалта»: «Я тоже писатель. И издатель. Я журнальчик принес». А вот писатель Сергей Шаргунов в шествии принял участие не как писатель, а как простой гражданин. «Я сам по себе, - подчеркнул он. – Надеюсь, все будет хорошо».
Из известных общественных фигур в толпе замечены были политологи Михаил Делягин, Михаил Виноградов и Алексей Макаркин, депутат Государственной думы Геннадий Гудков, радикальный оппозиционный публицист Павел Шехтман, архитектор Евгений Асс, певец и композитор Андрей Макаревич, Татьяна Лазарева и Михаил Шац, писатель Эдуард Успенский - это, конечно же, лишь малая часть.
Вскоре после полудня многосотенная толпа двинулась, огибая кинотеатр, к Страстному бульвару. Полицейские в мегафон предупреждали: «Осторожнее, ступени!».
Определенные трудности в пути возникали, как и следовало ожидать, при переходе улиц. Первая «неловкая ситуация» образовалась при входе на Страстной: нескончаемый поток шел на красный свет, машины начали гудеть… И вот тут из всей полиции, как назло, на месте оказалась пара гаишников, которые к тому же не спешили реагировать. Потом все же поток попридержали.
Зато с «продольным проходом» все было замечательно: после Страстного бульвара власти закрыли автомобильное движение по бульварам вплоть до Чистых прудов – только по одной стороне, «внутренней». И публика радостно потопала по проезжей части.
К Трубной площади ведет довольно крутой спуск по Петровскому бульвару, а далее еще круче поднимается бульвар Рождественский. Вот на этих-то «склонах» и стал виден во всем блеске масштаб акции: «человеческая река» текла беспрерывно. Счет, безусловно, шел на тысячи. «А Путину, наверное, доложили, что 500 человек пришло, - зло шутили в толпе. – В каком он там дворце сейчас все это слушает?»
На Сретенке уже машины не уступали дорогу шествию, участники которого выражали свои чувства дружными аплодисментами, не идя на конфликт. Наконец, ближе к часу дня, колонна вступила на Чистые пруды, как, собственно, и было заявлено. Борис Акунин и Юлия Латынина взобрались на постамент Грибоедова, но микрофонов не было, и слышно было только тесному «ближнему» кругу.
Основная же часть шествия, огибая писателей, двинулась прямиком к памятнику Абаю. Где и состоялось торжественное братание тех, кто пришел, с обосновавшимся там оппозиционным лагерем. Пошел интеллигентский вариант «народных гуляний» с песнями, хотя и без особых плясок, в котором, тоже радостно, растворились писатели.
Единственным, пожалуй, негативом оказалось появление съемочной группы телеканала НТВ, которое люди встретили криками: «Позор!», «НТВ лжет!».
Кроме названных в начале, из литераторов участие приняли Виктор Шендерович, Лев Рубинштейн, Вероника Долина. Многие искали Михаила Веллера и Людмилу Улицкую, но, похоже, так и не нашли.
«Это прелесть! – заметила корреспонденту «Росбалта» поэтесса и певица Вероника Долина. - Неслыханная повышенная концентрация свойских людей, которых из дома не вытащишь без спецповода. А вот выясняется и спецповод, который не вербализуется». На несколько рискованное замечание, что все-таки налицо преобладание политики над литературой, Вероника Аркадьевна решительно возразила: «Неявное! Вы же со мной беседуете, а я исключительно в мире литературы болтаюсь. Так что тут маленький промах с вашей стороны, маленький статистический промах. Вот рядом со мной стоит, например, человеками чуть ли не 20-ю измеряющийся сегмент – это мои дети и их одноклассники, это все мир литературы».
Беседа с простыми участниками шествия все же подтвердила «примат политики. Молодые супруги Наталья и Александр, полиграфисты, несли с собой пару книжек Михаил Веллера, у которого им так и не удалось получить автограф. «Жаль, конечно, что Веллера не видно, - заметила Наталья. – Но главное, конечно, это наша гражданская позиция, да и просто очень приятно пройтись среди стольких хороших людей».
«Я сегодня с утра узнал, что какие-то писатели собираются что-то писать на Чистых прудах, - не без иронии заметил отставной сотрудник департамента образования Вячеслав. - А пришел, конечно, на людей посмотреть. Очень приятно, кстати: у нас ведь традиционно не хватает гражданского общества, самоорганизации, это бич нашей страны. А здесь – смотрите, сколько людей прошло колоннами без полицейского надзора, и ничего страшного не случилось. Это очень ценный прецедент на будущее».
Кстати, отличительной чертой именно этой акции оказалось совершенно минимальное полицейское присутствие. Никаких автозаков, тяжелой техники – только кое-где виднелась парочка серых мундиров. И их совершенно не волновало наличие белых ленточек на груди у прогуливающихся москвичей.
Наблюдение Вячеслава подтвердил заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, встреченный корреспондентом «Росбалта» на этом, как и на других шествиях.
«Я думаю, очень важно, что люди пришли, несмотря на разгон акции 6 мая, - подчеркнул политолог. - Они общаются, встречаются, самовыражаются, могут себя проявить, чувствуют свою общественную значимость. И, во-вторых, очевиден очень хороший уровень самоорганизации. Сегодняшний день показал, что люди, которые идут по центру Москвы сами, без вмешательства полиции, проводят нормальную акцию. Это напомнило мне те акции, которые проходят в Европе, где их никто не боится. Демонстрация по центру Москвы прошла без единого металлоискателя – абсолютно организованно, нормально, и я не видел эксцессов. Это важный прецедент, хотелось бы, чтобы их было побольше».
Леонид Смирнов, фото Марии Чегляевой и Татьяны Майоровой, МТРК "Мир"