Posted 2 мая 2012, 08:54

Published 2 мая 2012, 08:54

Modified 1 апреля, 01:32

Updated 1 апреля, 01:32

«Дело ЦКАД» оказалось слишком дорогим для следствия

2 мая 2012, 08:54
ФСБ РФ провела новые обыски в компаниях, занимавшихся проектированием ЦКАД: ей понадобились дополнительные документы для назначения масштабной экспертизы по делу о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных на строительство трассы.

Следственное управление ФСБ РФ провело новые обыски в компаниях, занимавшихся проектирование Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Контрразведчикам понадобились дополнительные документы для назначения масштабной экспертизы в рамках уголовного дела о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на строительство трассы.

Как рассказал «Росбалту» источник в спецслужбах, обыски и выемки документов проходили в ряде компаний, имеющих отношение к проектированию ЦКАД. Так, контрразведчики вывезли бумаги из ООО «Спецметропроект» - структуры, в которой работала группа националистов, первыми сообщившими на допросах о масштабных хищениях. Экспертиза должна окончательно показать, имело ли место воровство денег в гигантских объемах, каковы были объемы вывода средств. С этой экспертизой, впрочем, не все так просто.

По словам источника «Росбалта», еще во время доследственной проверки сотрудники ФСБ РФ показали ряду специалистов в области строительства трасс документы по проектированию ЦКАД, которые были представлены властям и оплачены из госказны. Эксперты пришли к выводу – большинство документов сфальсифицированы. Дельцы взяли исследования 20-40 летней давности, которые велись по ныне существующей «бетонке», и, переделав их, выдали за свои свежие труды, за которые получили те самые 8,8 млрд рублей.

Однако данную экспертизу можно отнести только к оперативным материалам, она оформлена в виде справки. В суде ее использовать практически невозможно. Такого доказательства недостаточно и для предъявления обвинений – обвиняемых в уголовном деле пока нет.

ФСБ РФ нужно проводить новую экспертизу с привлечением массы высококлассных специалистов, которые будут брать заборы грунта, осуществят ряд геологических изысканий и т.д. Стоимость всех этих работ составляет от 10 до 20 млн рублей . Столь крупную сумму на экспертизу ФСБ РФ пока выделить не может, следователи ждут, пока не появятся деньги. Когда это произойдет - неизвестно. Примечательно, что такая же история произошла в свое время с другим громким делом – о хищении при строительстве МКАД. Тогда следователи МВД РФ чуть ли не год искали нужную сумму для проведения экспертизы.

Пока же Следственное управление ФСБ РФ проводит допросы многочисленных сотрудников компаний, принимавших участие в проектировании ЦКАД. Они утверждают, что все работы по ЦКАД свежие, а не архивные. И речь идет о крайне дорогих исследованиях. «Достаточно сказать, что только полномасштабное изучение русла одной реки, через которую пройдет ЦКАД, с измерением скорости течения, уровня размыва грунта и прочего обходится в 50 млн рублей, - рассказал «Росбалту» сотрудник одной из фирм-фигурантов «громкого» дела . По его словам, проектировщики действительно использовали архивные материалы, однако это обычная практика при таких работах. "Без этих материалов нельзя полностью оценить возможные проблемы при строительстве", — отметил источник агентства

Напомним, из Инвестиционного фонда РФ было выделено 8,8 млрд рублей на проектно-изыскательские работы, геодезические, экологические исследования и т.д., необходимые для строительства ЦКАД. По версии ФСБ РФ, все эти деньги были похищены.

А выйти на след масштабного хищения ФСБ удалось в рамках расследования деятельности экстремисткой группировки "Северное братство". Выяснилось, что несколько ее идеологов занимали руководящие посты в ООО "Спецметропроект" (занимается геоэкологическими исследованиями для строительства Центральной кольцевой автодороги), похищенные средства они пускали на поддержку националистического подполья.

"Росбалт" уже рассказывал о двух таких сотрудниках ООО "Спецметропроект" — Петре Хомякове и Олеге Трошкине. Однако, как сообщил агентству источник в спецслужбах, у них был еще и третий сообщник – доктор наук, член-корреспондент Российской экологической академии Сергей Волков. Он также активно поддерживал "Северное братство". В "Спецметропроет" Волкова пригласили специально под "проект ЦКАД". Примечательно, что несколько лет назад, когда ФСБ РФ "взялось" за "Северное братство", Волков уже работал в Сочи в качестве эксперта по геоэкологическим проблемам олимпийских объектов.

Узнав о проблемах "Северного братства" со спецслужбами, Волков уехал на Украину, не реагировал на повестки ФСБ РФ (его вызывали в качестве свидетеля). Петр Хомяков дал ФСБ РФ признательные показания, выйдя же под подписку о невыезде, тоже сбежал на Украину. В России остался только Трошкин.

Напомним, в рамках "дела "Северного братства" Олегу Трошкину, помимо обвинений в экстремизме, также инкриминировали мошенничество. По версии следствия, являясь начальником отдела ООО "Спецметропроект", он похитил у этой структуры 2 млн рублей, которые пошли на финансирование деятельности националистов. Однако на допросе Трошкин заявил сотрудникам ФСБ РФ, что "украл украденное" — якобы все средства, выделенные правительством на проектирование ЦКАД, расхищаются, в этом задействованы десятки фирм. После этого спецслужбы и заинтересовались обстоятельствами возведения трассы.

Как удалось выяснить "Росбалту", сейчас в СИЗО "Лефортово" находится и Петр Хомяков, арестованный еще осенью 2011 года во время приезда в Россию. Ему предъявили обвинения в экстремизме. Хомяков так же дал и признательные показания по "делу ЦКАД".

Что касается личности организатора грандиозной аферы, то тут у ФСБ есть определенные зацепки. "Согласно показаниям Трошкина и некоторых других свидетелей, все распоряжения "ничего не делать по "проекту ЦКАД", а средства пускать на другие цели, давал один из руководителей и акционер ОАО "Метрогиптротранс", — отметил источник "Росбалта" в спецслужбах. – Данная информация проверяется".

Александр Шварев

Подпишитесь