Posted 23 марта 2012, 07:58
Published 23 марта 2012, 07:58
Modified 1 апреля, 02:08
Updated 1 апреля, 02:08
В департаменте градостроительной политики, обсудили проект «Норм и правил градостроительной политики в г. Москве». Обсуждали его архитекторы, инженеры и ученые, объединенные в Научно-технический совет по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы. А касается это на самом деле, всех москвичей.
Вообще, как отмечалось на заседании, документов, которыми регулируется строительная деятельность в нашем мегаполисе, достаточно мало. Это Генеральный план, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – и вот эти самые «Нормы и правила градостроительной политики». Дальше идут уже технические служебные инструкции. Совет же был создан распоряжением правительства Москвы №920-РП от 29 ноября 2011 года как экспертное научное сообщество. В него вошло 55 наиболее авторитетных специалистов.
До сих пор место «Норм и правил» занимали Московские городские строительные нормы (МГСН). Но, по общему признанию, принятые в конце 1990-х нормы МГСН устарели, «исчерпали свой ресурс». Как педантично заметил докладчик, заместитель директора НИиПИ Генплана Георгий Юсин, МГСН вообще являли собой «смешение жанров», где в одном тексте содержались «нормативы, отсылочные нормы и методические указания». Новому документу придана большая стройность, и в нем увеличена социальная ориентированность.
А чтобы вышесказанное не выглядело некоей «бюрократической поэмой», можно привести несколько примеров. Итак: в соответствии с проектом «Норм и правил», детский сад должен находиться «в пешеходной доступности до 300 метров», а школа, аптека и молочная кухня – до 500 метров. Спортивные сооружения, поликлиники, предприятия бытовых услуг, ЗАГСы и т.д., вплоть до похоронных бюро, должны находиться в транспортной доступности до 15 минут.
Плотность улично-дорожной сети в городе должна быть не менее 7 км на 1 кв. км. Плотность пешеходного потока – не более 0,3 человека на 1 кв. метр. Ширина подземного перехода – не менее 4 метров. Ширина проезжей части даже внутри микрорайона – не менее 5,5 метра, а пешеходной части тротуара – не менее полутора метров. И расстояние от края проезжей части до стены – не менее 5 метров. Вот о чем речь. Пунктов очень много, они охватывают все основные аспекты городской жизни, - при этом, сам документ, в общем-то, небольшой.
«Главное, на что нацелены нормы и правила, - это обеспечение комфорта городской среды, - пояснил журналистам руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин. - Мы должны иметь абсолютно сбалансированные нормативные показатели для удобства москвича и его проживания: чтобы ему был доступен детский сад в шаговой доступности, чтобы была доступна школа. Чтобы он мог добраться до станции метро и автобуса или троллейбуса. Чтобы он имел пространство, где бы он мог отдыхать и чувствовать себя комфортно с точки зрения рекреации. Чтобы ему были доступны места отдыха – кинотеатры, театры, другие заведения. И, что сегодня в Москве очень сложно, - чтобы у него было пешеходное пространство, где бы он себя чувствовал комфортно».
Обсуждение «Норм и правил» на совете ничуть не походило на брежневское «горячо одобряем и поддерживаем». Сам Георгий Юсин подчеркнул, что документ направлен на «достижение относительно равных условий проживания» во всем городе. И тут же признал, что на разных территориях действуют разные ограничения, мешающие исполнению различных пунктов. Разрешить противоречие докладчик предложил следующим образом: максимально стремиться к 100%-ному исполнению «Норм и правил» и останавливаться там, где этому препятствуют другие законы.
Из множества проблем, Юсин особо выделил недостаток пешеходного пространства в Москве. Он заявил о желании авторов документа «преодолеть зажатость человека в городе», создать «признаки дружественной человеку городской среды». Коль скоро впереди расширение Москвы, докладчик специально отметил, что документ разработан для существующей территории города. Что касается новых территорий, то градостроителям еще предстоит анализировать как сами территории, так и соответствующие «нормы и правила», принятые для Московской области, и все эти правовые документы корректировать.
Как подчеркнул главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн, в новом документе в полной мере отражены новшества в области транспорта – особенно по части «хранения и паркирования» машин. Действительно, само слово «паркирование» для нас пока еще внове. А в документе описаны и «приобъектные», и «кооперированные», и перехватывающие, и «гостевые» стоянки, и многое другое.
Сергей Левкин особо отметил, что на транспортную часть проекта дал положительную рецензию научный руководитель НИИ транспорта и связи Михаил Блинкин, который, к сожалению, не смог присутствовать на совете в связи с командировкой в Японию. Между прочим, в разделе просматривается ряд пунктов, на которых именно Блинкин давно и горячо настаивал – например, в отдельную категорию выделены «городские автомобильные дороги», которые не являются улицами и должны проходить «изолированно от городской застройки».
Депутат Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов отметил, что в документе правильно разделены технические и социальные нормы. Поскольку технические регламенты определяются федеральным законодательством, в данном же документе, который будет иметь силу городского закона, определяются прежде всего социальные нормы. Хотя технических параметров в нем тоже не так мало.
Затем, однако, была высказана критика. Как отметил генеральный директор ГУП МНИИТЭП Владимир Хайкин, противоречия начинаются уже в первой главе, где непонятно, всегда ли обязательно исполнение данных норм, или только «в части, не противоречащей законодательству».
«Надо отказаться от того, нормирование чего бессмысленно или недостижимо», - подчеркнул Хайкин. А таких пунктов набралось не так мало. Где найти столько детских садов в 300-метровой доступности? А на новых территориях, в поселках, - какие там детсады? И что говорить о 15-минутной транспортной доступности в эпоху пробок?
Первый заместитель председателя Москомархитектуры Михаил Посохин напомнил о том, что в документе совершенно отсутствует тема сохранения исторического наследия. И «объемного проектирования» в нем тоже нет, - а именно оно «решает социальные задачи». «Генплан сам по себе, - а как начнешь конкретные проекты смотреть, волосы дыбом встают!» - поделился опытом Посохин.
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков предположил, что документ принимать надо, поскольку «любой закон лучше беззакония». Ибо «город становится все более хаотичным», и застройщик зачастую не видит, что он может получить от площадки.
«Устраивает ли нас концепция города спустя 60 лет после ее принятия? – спросил Боков. – Результат явно негативный. Мы как будто на чистом листе проектируем. Этого нет! Город построен». Андрей Боков говорил о том, что наиболее передовая архитектурная мысль сегодня не в Москве, а в Перми и Уфе, куда главы регионов приглашают иностранных архитекторов, где составляются «мастер-планы» городов. Да и в Сколкове ему недавно сказали, что «по нашим нормам проектировать нельзя».
Сергей Левкин предложил принять проект «Норм и правил» за основу и дорабатывать его, постоянно мониторить ситуацию в городе и оперативно вносить изменения. «Любой закон все равно живой», - подчеркнул руководитель департамента. Что и было сделано: теперь Москомархитектура будет вносить документ на правительство Москвы для последующего внесения в Мосгордуму и придания ему силы закона.
Леонид Смирнов