Posted 22 марта 2012, 08:26
Published 22 марта 2012, 08:26
Modified 1 апреля, 02:09
Updated 1 апреля, 02:09
МОСКВА, 22 марта. Транспортная антитеррористическая безопасность относится к вопросам государственной безопасности, и перекладывать ее на плечи транспортников не совсем правильно, – сказал исполнительный директор «Московского транспортного союза» Юрий Свешников, комментируя «Росбалту» планы властей по ужесточению контроля за безопасностью на междугородных автобусных рейсах.
«Надо четко разделить вопросы антитеррористической безопасности и вопросы технологической безопасности на транспорте, связанной с подготовкой транспортных средств, водителей и пр. Этим занимаются транспортные ведомства и транспортные предприятия. За обеспечение антитеррористической безопасности должны отвечать компетентные органы, МВД и ФСБ, официально обеспечивающие государственную безопасность», – отметил эксперт.
«Что касается продажи именных билетов на автобусы, то это требование было прописано еще в 2007 году в №16-ФЗ, - напоминает Свешников. В документе сказано, что правительство России устанавливает перечень маршрутов, на которые нужно продавать билеты с использованием персональных данных и введения такой базы данных». Свешников ссылается на слова замминистра транспорта РФ Николая Асаула, согласно которым список маршрутов на сегодня установлен, он включает маршруты, начинающиеся в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге, и маршрутов в направлении Северного Кавказа».
По мнению заместителя генерального директора по перевозкам ООО «Русские Автобусные Линии», председателя правления НП «Единая Транспортная Система «Российские Автобусные Линии» Андрея Яровенко, «на данном этапе самая востребованная отрасль междугородных автобусных перевозок оказалась в сложной ситуации, так как она в наименьшей степени урегулирована законодательством».
Предприниматель отметил, что «российское законодательство, регулирующее эту сферу, не в полной мере отражает существующую реальность. В нем есть огромные пробелы, которые абсолютно ничем не регулируются. Поэтому сейчас государство законодательно пытается навести в этой отрасли порядок».
Например, к такой нерегулируемой отрасли можно отнести т.н. заказные перевозки. Оказывается, что на маршруты по заказу билеты вообще продавать нельзя. По словам Свешникова, «согласно Уставу автомобильного транспорта, если заказные перевозки организуются в интересах неопределенного круга лиц, то взимать провозную плату с пассажиров запрещено, а если определенного - то к основной документации должен быть приложен список пассажиров. Известный №69-ФЗ, принятый в апреле 2011 года и получивший название «закона о такси», помимо всего прочего устанавливает наказания за нарушение правил перевозки пассажиров по заказу автобусами. За отсутствие письменного договора фрахтования транспортного средства и списка пассажиров или же за нарушение посадки в соответствии с такими списками предусмотрены очень серьезные штрафы. Нарушения закона должны выявлять органы Ространснадзора и наказывать».
В реальности ситуация несколько иная. Яровенко отмечает, что «любой предприниматель для осуществления пассажирских перевозок может поставить в любом удобном месте, которое не противоречит ПДД, автобус, нанять «зазывалу» и начинать работать без паспорта маршрута, согласований и уплаты госпошлин для регистрации. Единственное, что ему может грозить – минимальные штрафы раз в полгода. Для предпринимателей этот путь проще, и зачастую они вынуждены уходить в теневой рынок перевозок».
"Все хотят работать в рамках действующего законодательства, правда, с той оговоркой, чтобы законодатель комплексно подходил к существующим проблемам в транспортной отрасли. Но зачастую случается так, что законы принимаются вдогонку каких-либо событий (как это произошло после теракта в Домодедово). Такой подход только мешает развитию отрасли", - сетует Яровенко.
Напомним, что государство планирует ужесточить контроль за междугородными автобусными рейсами. Согласно этой инициативе, предполагается создать реестр всех автобусных маршрутов России. Перевозчиков обяжут подавать всю необходимую информацию о себе в базу. В дополнение к этому, введут отдельный перечень автобусных маршрутов, на которые билеты будут продаваться по паспорту (с преобладанием рейсов, курсирующих из южных регионов в Москву и Петербург).