Posted 15 февраля 2012, 13:52
Published 15 февраля 2012, 13:52
Modified 1 апреля, 02:42
Updated 1 апреля, 02:42
Вступил в законную силу приговор Савеловского суда в отношении двух сотрудников «Торгово-строительного банка» и группы граждан Азербайджана, признанных виновными в незаконном обналичивании крупных сумм денег. Еженедельно курьеры на самолетах Баку - Москва привозили в баулах по 500-600 млн рублей. Эти средства предназначались, среди прочего, для богатых граждан Азербайджана и Турции, которым «обнальщики» представлялись подчиненными арабских шейхов.
Как выяснили сотрудники Следственного департамента МВД РФ, основной офис теневых дельцов располагался в помещении обменного пункта «Торгово-строительного банка» в доме 44 по Ленинградскому проспекту столицы. В конце 2008 года два старших кассира «обменника» - Вугар Нуриев и Маткерим Мусаев – познакомились через приятелей с неким Александром (его личность так и не была установлена следствием). Примечательно, что его они никогда не видели, а общение вели исключительно по icq, skype и электронной почте.
Александр, рассказав, что может обналичивать крупные суммы денег по ставкам ниже, чем на черном рынке, предложил поучаствовать в этом бизнесе Вугару и Маткериму. В их задачи входило находить собственных клиентов, принимать «заказы» на обналичку у клиентов Александра, а также выдавать средства через обменный пункт.
В 2008 году в Москве фактически заработал подпольный банк. Нуриев и Мусаев каждое утро узнавали у Александра под какие проценты в этот день проводятся обнальные операции и доводили их до сведения потенциальных клиентов. Если тех устраивали предложенные условия, им назывались счета фирм-«однодневок», на которые нужно перевести деньги. По «липовым» контрактам средства от десятков клиентов поступали множеству «однодневок», а потом аккумулировались на счетах других подставных структур («Стройдвор», «Болтсервис», «Дисконтинфо», «Твитт», «Вернис»), открытых в банках «Фьючер» и «Фондсервисбанке».
Из России миллиарды рублей переводились на счета уже офшорных фирм с такими же названиями (Stroy dvor LLС, Boltservice LLC и т.д.), в Alpha Bank Cyprus Ltd (Кипр) и в эстонский филиал Sampo Pank Danske Bank. Из Кипра и Эстонии «грязные» деньги уходили в Азербайджан, где к работе подключался местный теневой финансист Фейзули Алекперов. Он через азербайджанские банки обналичивал деньги, причем в этой стране ставки за подобные услуги гораздо ниже, чем в России.
Для того, чтобы привести миллиарды рублей обратно в Москву использовалась группа специальных курьеров. В аэропорту Баку им вручали баулы, в которых находилось от 40 до 120 млн рублей, и билет на рейс до Москвы. По прилету в «Шереметьево-2» или «Домодедово» денежные челноки должны были обязательно указать в таможенной декларации доставленную сумму, чтобы ее не изъяли. В графе о назначении денег, они писали «покупка объектов недвижимости». Как только курьеры пересекали пограничный и таможенный контроли, к ним подходили сотрудники одного из столичных ЧОПов, забирали баулы с деньгами, на инкассаторских машинах привозили их в офис на Ленинградском проспекте, откуда наличные могли забрать клиенты. Каждый курьер совершал по 2-3 поездки в столицу ежемесячно. Некоторые из них в общей сложности перевезли по 3-4 млрд рублей.
По данным оперативников, услугами «обнальщиков» пользовались около 300 компаний, в том числе и из нефтяной отрасли. Также к дельцам обращались богатые бизнесмены из Азербайджана и Турции, которые занимаются в Москве различными видами бизнеса. Как признались на допросе Нуриев и Мусаев, значительная часть их клиентов желала таким образом сократить налогооблагаемую базу своих структур. Компании обязаны заплатить государству 18% налога на добавленную стоимость, а если деньги были перечислены «однодневкам», это бремя ложится уже на них. Фирмы-«помойки», подконтрольные Александру, исчезали, не перечислив ничего в казну. Фактически клиент платил только 5-6% за «обналичку» денег, избегая уплаты 18% налога. Полученная прибыть шла на выплаты «конвертных» зарплат сотрудникам, расчет за товар без оформления документов и т.д.
Основная часть доходов от «обналички» оседала у Александра и Фейзули Алекперова. Нуриев и Мусаев получали за свою работу по 0,1-0,35% от каждой суммы. Курьерам платили по $200-300 за один перевезенный из Баку в Москву баул.
О деятельности подпольного банка сотрудники ДЭБ МВД РФ узнали в начале 2010 года. Тогда телефоны «обнальщиков» были поставлены на прослушку. Несколько оперативников под видом клиентов даже смогли побывать в офисе на Ленинградском проспекте. На самом видном месте там висела большая фотография Владимира Путина на встрече с шейхами из Объединенных Арабских Эмиратов. «Этим людям и принадлежит наш бизнес, - доверительно сообщил один из «обнальщиков», указывая на шейхов. – А они, сами видите, с кем общаются».
Сотрудники ДЭБ выяснили, что очередная крупная поставка денег из Баку запланирована на 28 апреля 2010 года. В этот день в аэропорту «Шереметьево-2» были задержаны граждане Азербайджана Мамедов, Халилов, Каримов и Гамбаев. У каждого из них было по баулу с деньгами. В общей сложности в сумках находилось 213 млн рублей. Одновременно оперативники задержали Нуриева и Мусаева. Примечательно, что вскоре в МВД РФ пришел гражданин Турции генеральный директор бюро «Недвижимое имущество» Бехчет Етик и заявил, что часть изъятых денег – 500 тыс. евро, $800 тыс и 16 млн рублей, принадлежат ему.
Другие владельцы десятков миллионов «светиться» не захотели. Они, вероятно, решили высказать свои претензии напрямую «обнальщикам». Согласно показаниям свидетелей, после задержания курьеров в «Шереметьево-2» Фейзули Алекперов в срочном порядке покинул Азербайджан, так как начал «опасаться за свою жизнь».
Летом 2011 года Савеловский суд Москвы признал всех фигурантов дела виновными по статье 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Нуриев был приговорен к трем годам и шести месяцам лишения свободы, его напарник Мусаев – к трем годам лишения свободы, а выполнявшие роли курьеров Каримов, Халилов, Гамбаев и Маммедов – к двум годам и шести месяцам лишения свободы каждый.
Они обжаловали такое решение в Мосгорсуде, который недавно уменьшил Нуриеву наказание до трех лет колонии. Приговор вступил в законную силу.
Александр Шварев