Posted 5 ноября 2011, 22:21
Published 5 ноября 2011, 22:21
Modified 1 апреля, 04:15
Updated 1 апреля, 04:15
Из всех массовых празднеств именно мусульманские из года в год привлекают к себе все больше внимания. И пока что внимание это со стороны московского обывателя проникнуто опасениями.
Мечетей в Москве очень мало: по разным подсчетам, в зависимости от того, что считать мечетью, - от четырех до шести. Распределяется между ними мусульманская «умма», масса, далеко не равномерно. Наибольшей популярностью пользуется Соборная мечеть: официальное название улицы, на которой она расположена, - Выползов переулок. Но это странноватое наименование употребляется редко – переулочек, примыкающий к улице Дурова, очень маленький. Говорят просто: мечеть у Проспекта мира.
Десятки тысяч мусульман, стекающихся к Соборной мечети, множились год от года и два раза в год, в дни мусульманских праздников, заполняли все прилегающие дворы. Уже достаточно давно Союз муфтиев России начал строительство новой грандиозной мечети с высоченными минаретами, – и в ходе этого процесса старую мечеть совсем недавно, 11 сентября, снесли. Поскольку места для нее не оставалось. Разгорелся скандал между мусульманскими организациями с восточным накалением страстей, - чем завершится спор, еще далеко не известно. Однако на сегодняшний день мечети нет: до завершения строительства чудотворного еще ого-го как далеко. А точка наивысшего притяжения мусульманских масс – осталась.
В таких условиях мэрия приняла логичное решение выделить мусульманам для праздника большой павильон №4 в парке Сокольники, где богослужение будет вести популярный муфтий Альбир Крганов. Беда, однако, в том, что предложение Сокольников уже действовало в августе на прошлый праздник Ураза-байрам. Но тогда в парк подтянулось, по имеющейся оценке, что-то около 1200 человек. Тогда как на точку на месте Соборной мечети у Проспекта мира ожидается до 100 тыс. богомольцев. Разница есть. Власти опасаются, как бы автомобильное и трамвайное движение по улице Дурова не перекрыли.
По оценке имама Соборной мечети Ильдара Аляутдинова, прилегающая к Выползову территория способна вместить до 100 тыс. человек достаточно безопасно. Вообще-то, прямо рядом с мечетью высится спорткомплекс «Олимпийский», вокруг которого расположена определенная незастроенная территория с газонами. Ну, в крайнем случае, газоны как-нибудь переживут. Кроме того, от мечети снесли не все постройки, один корпус остался, и туда несколько тысяч влезет, - но это опять-таки, разные величины.
Второй важный вопрос – «мясной». В этом году власти наконец запретили резать в Москве баранов. Этот обряд возмущает многих москвичей, поскольку совершается порой в явно неподобающих местах, что называется, по-простому. Кроме того, со времен Юрия Лужкова в черте города Москвы вообще запрещено бить скот, и столичные скотобойни закрыты. Можно это воспринимать как своего рода ханжество, - но, как бы там ни было, получается как-то неспортивно.
И вот, наконец, уже при мэре Собянине власти решились сказать, как бы перефразируя Марка Твена: «Режьте баранов, но режьте осторожней». Не на улице и вообще не в черте города. Совершать халяльный забой жертвенных животных предложено на трех подмосковных бойнях: в городе Пушкино и в деревнях Старосяново Домодедовского района и Ново-Майково Раменского района. Остается посмотреть, будет ли это исполнено.
Корреспондент «Росбалта» запросил по этому поводу мнение генерального директора Института региональных проблем, председателя комиссии по межрегиональным, межрелигиозным и межкультурным вопросам при совете по управлению мегаполисом московской городской организации партии «Единая Россия» Дмитрия Журавлева и члена этой комиссии, директора проектов Фонда развития международных связей и добрососедства Юрия Московского.
«Есть Европейский опыт - Франции, Германии, многих других – где проведение публичных религиозных мероприятий с перекрытием улиц и пр. – запрещено, - подчеркнул Юрий Московский. – У нас это надо было делать еще лет 10 назад. И то, что касается баранов, – абсолютно правильное, логичное решение. То, что до сих пор происходило, - это просто подпадало под статью Уголовного кодекса».
Совершенно разумно, по мнению экспертов, и предложение площадки в Сокольниках, тем более, что, как напомнил Дмитрий Журавлев, «мусульманин по канонам может и посреди пустыни молиться Аллаху в отсутствие муллы». По оценке Московского, в августе в Сокольниках собралось все-таки не менее 5 тыс. мусульман, - и со временем популярность этой площадки будет расти, при условии правильной разъяснительной работы.
Общую численность мусульман в Москве эксперты оценивают ориентировочно в полмиллиона. Понятно, что построить столько мечетей, чтобы в праздники туда могли единовременно уместиться все желающие, физически невозможно. Притом, мечети по-настоящему полны только в праздники. Это, кстати, относится и к христианским храмам, с которыми тоже далеко не все так просто. В общем, без использования временных площадок и помещений никак не обойтись.
«Вопрос требует кучи технических вещей, - подчеркнул Дмитрий Журавлев. - Чтобы помещения эти были в досягаемости, - чтобы не надо было на одну станцию метро приезжать 100 тыс. человек. Потому что тогда, как ни пытайся организовать, все равно хорошо не будет. Насколько я знаю, план такой у московского правительства был еще на предыдущий праздник. – и тогда, насколько я опять же знаю, проблема была связана с тем, что не все исламские лидеры московские этот план реально поддержали. Конечно, если упереться рогом и сказать: «Никогда, никогда, мне вот только так и не иначе!», - то проблема за единицу времени неразрешима.
По поводу позиции лидеров столичной уммы, Журавлев заметил: «Кто-то искренне считает, что нужно поднимать вопрос обязательно о мечетях, иначе его просто не решить. А кто-то протестует и по причинам политического характера. Хотя здесь, на мой взгляд, нет противоречия: какое-то количество мечетей, конечно, строить нужно».
Леонид Смирнов