Posted 27 октября 2011, 13:48

Published 27 октября 2011, 13:48

Modified 1 апреля, 04:24

Updated 1 апреля, 04:24

Депутаты рвутся из пробок

27 октября 2011, 13:48
В Московской городской думе прошли депутатские слушания по транспортной проблеме. Принимаемые исполнительной властью меры оценивали, руководствуясь не политикой, а собственным опытом передвижения по городу.

В Московской городской думе прошли депутатские слушания по транспортной проблеме. Принимаемые исполнительной властью меры оценивали, руководствуясь не политикой, а собственным опытом передвижения по городу.

Докладчик - заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и дорожного строительства Николай Лямов – поведал о последних принятых и ближайших нововведениях. Так, до конца нынешнего года будут введены четыре новых выделенных полосы для общественного транспорта.

Первая полоса откроется на Липецкой улице и далее к центру, до метро «Коломенская», вторая - на Мичуринском проспекте от Киевского вокзала до Боровского шоссе (длина 19 км), третья – на Аминьевском шоссе до Балаклавского проспекта (длина 15,5 км), и четвертая – на Ярославском шоссе от Рижского вокзала до МКАД (длина более 8 км). Полоса на Липецкой улице заработает уже 29 октября, на Мичуринском проспекте – 5 ноября.

Ввод этих полос, по расчетам властей, должен существенно улучшить движение городских автобусов. Так, интервал между автобусами на Ярославском шоссе будет 3 минуты, на Мичуринском проспекте – 3-5 минут, на Аминьевском шоссе – 7 минут. Турникетов в этих автобусах не будет, подчеркнул Лямов, предупредив, что билетный контроль будет усиленный.

Готовится также пуск обещанного маршрута скоростного автобуса по выделенной полосе на Ленинградском шоссе: он тоже откроется в ноябре. Для этого на конце маршрута у МКАД сооружается транспортно-пересадочный узел и перехватывающая парковка на 1,5 тыс.машин. Первое время на маршруте будут задействованы обычные городские автобусы, потом – повышенного класса. Николай Лямов также отметил, что в автобусах на скоростных маршрутах будет увеличено число сидячих мест.

Ну, а потом начались вопросы. Пробки, как известно, не щадят ни престижных машин, ни начальников, кроме самой властной верхушки, до которой столичные депутаты не достают. И пресловутые «мигалки», между прочим, помогают далеко не во всякой ситуации. В общем, свежих впечатлений у народных избранников накопилось немало.

Так, депутат Сергей Зверев, представляющий жителей юга столицы, высказал большие сомнения в необходимости выделенной полосы на Липецкой улице, с которой так торопится транспортный департамент. Он напомнил, что эта полоса идет вдоль маршрута метро, зачем его дублировать? Николай Лямов напомнил, что «зеленая» линия метро очень загружена, на что депутат заметил: «Все равно, все пассажиры в центр будут садиться в метро на «Кантемировской».

Мало того, Липецкая – это только часть. Целиком выделенная полоса запроектирована от Таганской площади до МКАД. Так ведь и там она почти вся пройдет вдоль «зеленой» линии метро и лишь в центре свернет к «фиолетовой» «Таганской». Депутат Зверев усомнился в том, что эти автобусы притянут пассажиров и разгрузят метро. А между тем, выделенная полоса ухудшает и без того плохие условия для частных автомобилей. Зачем же все это делать, да еще с таким энтузиазмом?

Депутат Александр Крутов, проживающий на другом конце мегаполиса, в Лосиноостровском районе на севере Москвы, сообщил, что в последние месяцы время проезда на работу у него увеличилось в полтора раза. «Я от Лосинки до Петровки раньше добирался час, - рассказал депутат. – Теперь стало полтора». По словам Крутова, недавно введенная «реверсивная» полоса на Ярославском шоссе только поощряет поездки жителей северо-восточного пригорода Москвы, Королева, на своих машинах. А на подъезде к центру, за Северяниновским мостом, их встречают непреодолимые пробки.

Другой депутат севера столицы, Игорь Протопопов, произнес еще более страстную речь. Он рассказал, что после того, как в нынешнем году на Дмитровском шоссе в районе поселка Северный установили разграждение потоков по методу «Нью-Джерси», из-за этого сократилось число полос в обе стороны. «Сделали по две очень хороших полосы, - воскликнул депутат. – А были не очень хорошие, но по три!» В условиях современных пробок, по мнению Протопопова, делать это было недопустимо. Жители поселка Северный, по словам представляющего их депутата, горячо протестуют и жалуются.

Однако Николай Лямов и его заместитель по Департаменту транспорта Игорь Сиунов призвали депутатов набраться терпения. Выделенные полосы должны заработать по всей своей длине, а новые автобусные маршруты – «накататься» и привлечь к себе пассажиров, и тогда, по мнению властей, принятые меры принесут позитивные плоды.

Что касается именно Дмитровского шоссе, то, как напомнил Лямов, там была очень высокая аварийность, в том числе, с выездами на встречку, и обходиться далее без «разграждения» было невозможно – оно и на всех шоссе необходимо. Кроме того, для поселка Северный проектируется скоростной трамвай. Несмотря на увещевания, стороны остались при своем мнении.

В слушаниях принял участие член Общественной палаты РФ, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он, в частности, покритиковал планы увеличения числа полос за счет их сужения. Вопросом о том, нельзя ли добавить полос на самых напряженных улицах, интересовались спикер Мосгордумы Владимир Платонов и депутат Степан Орлов. Депутаты напомнили о существующей идее сужения стандартной полосы с 3,75 до 2,75 метра.

Как сообщил Михаил Блинкин, по существующим нормам СНиП, ширину в 3,75 метра имеют только магистральные полосы. Для малых дорог предусмотрена ширина полосы в 3,5 и 3,3 метра. Ширину в 2,5 метра в России имеют только межквартальные проезды, и организовывать так магистральное движение невозможно. В реальности подобные эксперименты, по оценке Блинкина, допустимо проводить только на тех, исключительно редких участках, где «из восьми полос можно выкроить девятую». Но таких мест даже в Москве считанные единицы – например, на Зубовской площади, и ничего для решения транспортной проблемы это не даст.

Проблема пробок в Москве может быть решена – точнее, облегчена, по словам эксперта, – только жесткой и умелой политикой кнута и пряника. К наиболее эффективным «пряникам» Блинкин отнес максимальное развитие рельсового транспорта, прежде всего – скоростного трамвая. А к необходимым «кнутам» - ограничение парковки в центре города, скорее всего, путем взимания высокой платы за нее.

Как отметил эксперт, ограничение парковок в центрах крупнейших городов США началось в 1930-е годы, в европейских столицах – в начале 1960-х. В США, по словам Блинкина, еще в 1908 году, с выпуском дешевого автомобиля Ford T, возобладала идея, что американец должен всюду спокойно ездить на своей машине, а общественный транспорт – это лишь «костыли» для самых бедных, больных и престарелых. Этот принцип казался незыблемым до начала 90-х годов, когда пробки вынудили его пересмотреть.

Теперь во всех мегаполисах развитых стран в центре города парковка ограничена – либо путем административного запрета, либо, чаще, за счет высокой платы. По убеждению Блинкина, Москва никак не может избежать данной меры.

После заседания чиновники порадовали прессу еще двумя новостями. Как сообщил Игорь Сиунов, на следующей неделе планируется к открытию дешевая перехватывающая парковка у метро «Аннино». Стоимость парковки составит всего 50 рублей в сутки, однако такое право получит лишь тот автомобилист, кто купит билет на метро. Вместимость автостоянки – 1,5 тыс. машино-мест. Как отметил Сиунов, принципы организации перехватывающих парковок и взимания платы на них будут уточняться и совершенствоваться по ходу работы.

Ну, а в самом центре столицы, на Неглинной улице, в ближайшее время исчезнут троллейбусные провода. Об этом сообщил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов.

Как считают многие москвичи, – об этом, в частности, напомнил депутат Александр Крутов, – движение троллейбуса №13 по Неглинной улице и его разворот у Рахмановского переулка создают в этом месте постоянные пробки. Участок Неглинки от Трубной площади до Рахмановского переулка представляет собой бульвар с очень узкой проезжей частью, для которой троллейбус – большая машина, а ходит 13-й часто. Между тем, есть мнение, что никакой пользы именно на этом конечном участке троллейбус не приносит, там пешком-то пройти два шага.

Как отметил Петр Иванов, троллейбус на Неглинке будет снят, как только отработают новую схему проводов. Разворот будет на Трубной площади, где места гораздо больше, и где уже разворачивается 31-й троллейбус.

А по поводу критики, Игорь Сиунов заметил журналистам: «Как только мы начинаем что-то делать, тут же говорят: «Не так!». Между тем, делать выводы можно лишь после того, как система полноценно заработает. А на это необходимо время.

Леонид Смирнов

Подпишитесь