Posted 6 октября 2011, 14:13
Published 6 октября 2011, 14:13
Modified 1 апреля, 04:48
Updated 1 апреля, 04:48
Следственное управление ФСБ РФ сегодня предъявило обвинения в окончательной редакции лидеру боевиков Али Тазиеву по кличке Магас. Ему инкриминируют организацию четырех крупных терактов, в результате которых погибли 106 человек, около 250 получили ранения. В числе эпизодов - взрыв ОВД Назрани, нападение на Ингушетию и покушение на президента этой республики Юнус-бека Евкурова. Сам Магас признал вину частично.
Как сообщил «Росбалту» источник в спецслужбах, в окончательной редакции Тазиеву предъявлены обвинения по статьям УК РФ 279 (вооруженный мятеж), 205 (терроризм), 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов), 222 (незаконное хранение оружия), 208 (участие в незаконных вооруженных формированиях) и т.д. По версии следствия, Магас являлся одним из лидеров незаконной организации «Имират Кавказ», которая была создана Доку Умаровым. В ней Тазиев занимал пост «министра обороны». До прихода в эту организацию он был одним из ближайших сподвижников Шамиля Басаева.
По версии следствия, 21-22 июня 2004 года Басаев и Тазиев организовали и возглавили нападение боевиков на Назрань, во время которого погибли 77 человек, более ста получили ранения. Магасу предъявлены обвинения в этом преступлении. Также Тазиеву инкриминируют, что он (как один из лидеров «Имирата Кавказ») спланировал и организовал следующее теракты. Подрыв пассажирского автобуса в Невинномысске 9 декабря 2007 года (тогда два человека погибли, 14 получили ранения); подрыв машины со смертником рядом с кортежем президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова 22 июня 2009 (охранник и водитель главы региона погибли, сам Евкуров, его брат и еще один телохранитель получили тяжелые ранения); 17 августа 2009 года по приказу Магаса был осуществлен взрыв у здания ОВД Назрани (25 человек погибли, более 140 были госпитализированы.)
Сам Тазиев признал вину частично. Единственными смягчающими для него обстоятельствами служит наличие несовершеннолетних детей и активное сотрудничество со следствием. Он, скорее всего, будет приговорен к пожизненному сроку. В понедельник Магасу будет объявлено об окончании расследования, он сможет приступить к ознакомлению с материалами дела.
По словам источника агентства, в ходе следствия Тазиев проверялся на причастность к десяткам других терактов, в том числе нападению на школу в Беслане, однако доказать его вину в этих преступлениях пока не удалось.
Специалисты Института имени Сербского, где боевик проходил обследование, признали его полностью вменяемым.
По словам источника "Росбалта", Магас признался во время допросов, что боевиком он стал не сознательно, а просто "так сложились жизненные обстоятельства". Тазиев служил в ингушской милиции, был похищен бандитами более десяти лет назад, некоторое время находился в заложниках и в результате вынужден был примкнуть к захватившей его банде. "Дальше я двигался в этом направлении", — отметил Тазиев, который, по данным спецслужб, в результате стал одним из лидеров "Имирата Кавказ". Ваххабитом он себя не считает.
Подпольную жизнь, как выяснилось, Тазиев совмещал с почти официальной. Несколько лет назад он поселился в одном из ингушских сел по паспорту на другую фамилию, обзавелся домом и ничем не отличался от односельчан. Но в июне 2010 года его вычислили и задержали спецслужбы. При себе у него оказался пистолет «Глок».
Впервые российские спецслужбы столкнулись с Магасом в 2004 году. Человек с таким позывным руководил бандитами, напавшими на Назрань. Тогда Магас и 30 боевиков в камуфляже с надписью "ОМОН" стояли на одном из перекрестков Назрани и расстреливали представителей власти. Именно Магас убил и.о. министра внутренних дел Ингушетии Абукара Костоева и двоих сотрудников прокуратуры. Вскоре спецслужбы выяснили, что человек, использующий этот позывной, имеет при себе паспорт на имя Магомеда Евлоева. И только после того, как в руки контрразведчиков попала фотография Магаса, они разобрались, с кем на самом деле имеют дело. Оказалось, что лидером боевиков является бывший сотрудник управления вневедомственной охраны МВД Ингушетии, уроженец села Насыркорт Назрановского района Али Мусаевич Тазиев. До 2004 года он считался героическим погибшим при выполнении служебного задания.
В 1998 году Тазиеву было поручено охранять Ольгу Успенскую – жену советника президента Ингушетии Валерия Фатеева. Этому предшествовало несколько неудачных попыток похитить женщину. 10 октября 1998 года машина, в которой находились Успенская, Тазиев и его напарник Джандигов, была остановлена боевиками в центре Назрани. Они ранили Джандигова, находившемуся за рулем Тазиеву приставили к голове пистолет и приказали ехать в Грозный. Как позже рассказывала следователем Успенская, вначале ее, Тазиева и Джандигова держали в одном зиндане. Однако потом двоих милиционеров куда-то увели. Женщину удалось освободить из плена только в 2000 году. Тогда же было найдено тело скончавшегося от ранения Джандигова.
Али Тазиев считался сотрудником, который героически погиб, его смерть официально признал суд Ингушетии. Однако, как оказалось, бывший милиционер примкнул к боевикам, обзавелся паспортом на имя Магомеда Евлоева и взял позывной Магас. Вначале он являлся участником группы арабского полевого командира Абу Аль-Валида, а потом создал свой отряд. Боевики Магаса совершили множество терактов: подрыв колонны федеральных сил в Ножай-Юртовском районе в мае 2003 года, нападение на село Гордали в июле 2003 года, во время которого был застрелен глава местной администрации.
В том же 2003 году Магас планировал устроить с использованием смертника подрыв грузовика в Ведено, но спецслужбы сорвали эти планы, обнаружив тайник со взрывчаткой. Летом 2004 года боевики под предводительством Тазиева и Шамиля Басаева устроили нападение на Назрань, после которого часть боевиков удалось задержать. Они-то и рассказали, что Магаса особо приближенные называют Али, а сам он как-то обмолвился, что работал в милиции. Контрразведчики подняли архивы МВД Ингушетии, нашли фото Тазиева и сравнили с оказавшимся у них изображением Магаса. Так и выяснилось, что это один и тот же человек.
Однако еще шесть лет после этого он оставался неуловим для спецслужб.
Александр Шварев