Posted 13 сентября 2011, 13:30
Published 13 сентября 2011, 13:30
Modified 1 апреля, 05:17
Updated 1 апреля, 05:17
Власти Таиланда известили МВД РФ, что у них возникли серьезные проблемы с задержанием гендиректора фирмы «Беркут» Валерия Гарифулина, подозреваемого в организации большинства контрабандных поставок для Черкизовского рынка. Бизнесмен спрятался на гигантской яхте, которая находится в нейтральных водах.
В рамках расследования уголовного дела о нелегальных поставках ширпотреба для Черкизовского рынка Следственный департамент МВД РФ еще несколько лет назад объявил в международный розыск четырех предпринимателей, которые участвовали в контрабанде. Бизнес-вумен Аллу Голод удалось задержать в Белоруссии в 2009 году, она была экстрадирована в Москву, где и сейчас находится под стражей. Двух ее подельников - Валерия Бовсуна и Андрея Устинова - в 2010 году схватила полиция Таиланда. Их доставили в Россию в июле 2011 года. На территории Королевства находятся многие фигуранты громкого дела.
Однако с задержанием одного из предполагаемых организаторов контрабандного канала – генерального директора ООО «Беркут» Валерия Гарифулина - возникли проблемы. Как сообщили МВД РФ представители правоохранительных органов Таиланда, хотя коммерсант находится неподалеку от берегов Королевства, он для них недоступен: Гарифулин проживает на шикарной яхте, курсирующей по нейтральным водам.
Судно оборудовано вертолетной площадкой, на которой все время стоит вертолет. Он используется для встреч многочисленных друзей и партнеров по бизнесу Гарифулина, часто бывающих в Таиланде. Иногда и сам бизнесмен совершает вылеты, однако отследить места, куда он отправляется крайне сложно. Поэтому пока перспективы его задержания выглядят весьма туманными.
По данным источников «Росбалта» в правоохранительных органах, Гарифулин был «человеком №2» в группировке, которая создала и контролировала контрабандный канал, поставлявший товар для Черкизона. «Человек № 1» в данной ОПГ, по словам оперативников, тоже для них пока недосягаем. Полицейские, прослушивая телефонные переговоры фигурантов дела, выяснили, что все они связаны с ныне действующим депутатом законодательного собрания Приморского края. Особенно часто с ним общался его деловой партнер Валерий Гарифулин. Однако обвиняемые по данному делу категорически отказываются давать какие-либо показания, касающиеся парламентария. Тем более, что дела в отношении депутатов, не относится к подследственности МВД РФ, ими должны заниматься органы прокуратуры.
О существовании крупного контрабандного канала в 2007 году узнали сотрудники ДЭБ МВД РФ. Они решили осуществить так называемую контролируемую закупку. Несколько оперативников под видом бизнесменов, работающих на Черкизовском рынке, обратились в одну из столичных фирм и попросили организовать им поставку из Китая партии ширпотреба без уплаты таможенных пошлин. Когда груз пришел в Москву, Следственный комитет (СК, сейчас Следственный департамент)) при МВД РФ возбудил уголовное дело по ст. 188 УК РФ (контрабанда). В ходе расследования было установлено, что парламентарий, близкие ему бизнесмены и таможенные брокеры из Приморского края сумели создать канал по поставке в Россию контрабандного ширпотреба. Причем весь груз доставлялась по заказам торговцев с вещевых рынков столицы, в первую очередь с Черкизона. В Москве, начиная с 2004 года, такие заказы принимал руководитель столичной фирмы «Камела и Ко» Владимир Караяни. Потом он их передавал в Китай своему партнеру Ван Юнфэю. По данным Следственного департамента МВД РФ, на складах в Пекине формировались тюки с одеждой и обувью. Информацию о сроках поставках товара из Китая передавалась Гарифулину, который и обеспечивал его беспрепятственное прохождение через границу.
Для этого использовалось несколько способов, в том числе товар-прикрытие. Например, в переднюю часть полуприцепа грузовика загружались упаковки с одеждой, а в заднюю – цемент, на которой и были оформлены товаросопроводительные документы. После пересечения российской границы фуры с контрабандой следовали на специальные базы, где от них отцепляли прицепы с ширпотребом и заменяли на прицепы с одним лишь цементом. При этом прицепы-двойники имели одинаковые с оригиналом цвет и внешний вид, на них вешались таблички с VIN-кодами, ставились поддельные пломбы. После этого грузовики отправлялись на таможенный пост для оформления товара. А «левый» ширпотреб по железной дороге перевозили в Москву «заказчикам» с Черкизовского рынка.
У контрабандистов были свои расценки. Они брали от $1700 до $1900 за перемещение через границу 1 куб метра одежды и $1020 – за перемещение 1 куб метра обуви. Ежедневная сумма, которые организаторы канала получали от торговцев с Черкизона, составляла от нескольких сотен тысяч до одного миллиона долларов. Только Карояни зарабатывал $1,5-2 млн. в месяц. Все эти деньги потом «отмывались», а затем по липовым контрактам уходили заграницу.
В мае 2008 года Ван Юнфэй приехал в столицу в гости к Владимиру Караяни, тогда оба мужчины и были задержаны. Одновременно сотрудники МВД РФ провели обыски на станциях Приморского, Хабаровского и Московского железнодорожных узлов, во время которых было задержано 208 вагонов с контрабандными товарами на 7 млрд рублей, следовавшими без каких-либо документов. В результате было возбуждено еще несколько уголовных дел.
Одно из них в декабре 2010 года было передано на рассмотрение в Уссурийский городской суд. Всего перед служителями Фемиды предстали пятеро обвиняемых: Караяни, Ван Юнфэй и таможенные брокеры Крутько, Лудов и Журавлева. Все они были отпущены на свободу под разные суммы залогов еще до начала процесса или во время его проведения. В результате данное дело практически не рассматривается. То сами обвиняемые, то их адвокаты присылают в суд больничные листы. Такая позиция фигурантов громкого дела вполне понятна. Сейчас в Госдуме находятся поправки к УК РФ, которые фактически декриминализируют товарную контрабанду. Как только поправки будут приняты, Карояни и Ко судить уже будет не за что.
Александр Шварев