Posted 6 сентября 2011, 16:08
Published 6 сентября 2011, 16:08
Modified 1 апреля, 05:27
Updated 1 апреля, 05:27
Мосгорсуд вынес приговор одному из лидеров «ореховской» преступной группировки Сергею Буторину по кличке Ося. За 29 убийств он получил пожизненный срок. Впрочем, пока Ося ответил не за все свои жертвы. Сейчас оперативники собирают доказательства того, что он причастен к ликвидации главы «ореховских» Сергея Тимофеева и подрыву машины с бизнесменом Борисом Березовским.
Слушания дела в отношении Сергея Буторина и его телохранителя Марата Полянского начались в Мосгорсуде в мае 2011 года. Осе инкриминировали убийство 29 человек, Полянскому - четырех. Самые громкие из преступлений – устранение главы Фонда социальной защищенности спортсменов Отари Квантришвили и киллера Александра Солоника. Марат Полянский полностью признал свою вину, сотрудничал со следствием, поэтому обвинитель потребовал для него 15 лет заключения. Буторин заявлял, что ни к одному из убийств не причастен. Ему представитель прокуратуры попросил назначить наказание в виде пожизненного заключения. Сам Ося полагает, что в колонии долго не проживет. Сегодня он заявил, что беспокоится за свою безопасность, поскольку имеет очень много «влиятельных врагов».
Следователям и сотрудникам МУРа удалось собрать большое досье на этого человека. По данным оперативников, свой криминальный путь Ося начал в 1990 году. Тогда Сергею и его родному брату Александру поступил заказ от любителя старины Якова Фельдмана на собрание известного коллекционера Виктора Магидса. Злоумышленники ворвались в квартиру Магидса в Москве, связали несчастного и вынесли иконы, картины и миниатюры.
Впрочем, «заказчику» эти предметы, так и не достались. Вскоре его нашли повешенным в Бельгии. Когда Ося решил сам продать антиквариат, он познакомился с лидером «ореховской» группировки Сергеем Тимофеевым по кличке Сильвестр. Чуть позже Буторин вошел в данную ОПГ, правда, вначале был на вторых ролях.
В 1994 году у Тимофеева возник конфликт с главой Фонда социальной защищенности спортсменов Отари Квантришвили. Два известных в криминальном мире человека не смогли поделить Туапсинский нефтеперерабатывающий завод. По версии следствия, устранение Квантришвили было поручено штатному киллеру «ореховских» Алексею Шерстобитову по кличке Леша Солдат, а помогал ему в этом именно Ося. 3 апреля 1994 года Ося и другой авторитет - Сергей Ананьевский (Культик) - встретили Шерстобитова у жилого дома в Москве, откуда просматривался выход из Краснопресненских бань, где в тот момент парился Квантришвили. Когда «друг спортсменов» вышел на улицу, Леша-Солдат расстрелял его из снайперской винтовки.
Летом 1994 года Тимофеев начал конфликтовать и с Борисом Березовским. Подконтрольный Сильвестру бизнесмен Григорий Лернер организовал аферу, в результате которой принадлежавший олигарху Автомобильный всероссийский альянс лишился 1 млрд рублей. Служба безопасности Березовского вычислила, кто стоит за мошенничество, у бизнесмена произошел весьма неприятный разговор с Тимофеевым. А 7 июня 1994 года машина с Березовским был взорвана у офиса его детища «ЛогоВАЗа». Сам коммерсант получил тогда незначительные ранения. Оперативники подозревают, что и в этом случае покушение по приказу Сильвестра организовывал Ося. Правда, соответствующие обвинения ему пока не предъявлены.
В 1994 году в центре Москвы был взорван Сергей Тимофеев. Официально пока это преступление на раскрыто, однако оперативники уверены - его организовал все тот же Ося. По версии сыщиков, Буторин опасался, что за многочисленные нападения на известных лиц, организованные по приказу Сильвестра, придется отвечать ему. Если же Тимофеева убрать, то пострадавшие посчитают, будто месть состоялась. К тому же Осе надоело быть на вторых ролях в группировке, а Тимофеев повышать его по иерархической лестнице «ореховских» не хотел.
После смерти Сильвестра Ося буквально по трупам стал пробираться к лидерству в ОПГ. По данным оперативников, за короткий период по его приказу были убиты авторитеты «ореховской» ОПГ Культик, Дракон, Витоха и т.д. Стоит отметить, что устранять своих за малейшую провинность стало правилом у Буторина, в результате чего большая часть его жертв являлись членами все той же «ореховской ОПГ».
Так, в феврале 1995 года Ося и его ближайшей партнер Олег Пылев, заподозрили, что «авторитет» Юрий Бачурин (Усатый) претендует на лидерство в группировке. Они отдали приказ боевикам Махалину, Гусеву и Кондратьеву разобраться с конкурентом. Те пригласили Усатого и его телохранителя Алексея Садовникова (Банщик) попариться в бане, расположенной в Путевом проезде. Там гангстеры зверски избили Бачурина и Садовникова, а затем задушили их. Позже Кондратьев вывез трупы на пустырь, облил бензином и поджег.
Вместо убитых бандитов Ося окружил себя бывшими спортсменами и спецназовцами Министерства обороны и МВД РФ, которые помогали ему вести «войну» с другими криминальными кланами. Только в 1995-1996 годах команда Оси устранила всю верхушку «кунцевской», «сокольнической», «ассирийской» и «одинцовской» группировок, а также руководителей связанных с ними компаний. Всего, по данным следствия, во время таких «разборок» было совершено 57 убийств.
Когда в 1996 году сотрудники МУРа вышли на след «ореховских», Ося инсценировал свою смерть, на одном из столичных кладбищ до сих пор есть могила с плитой, на которой висит фотография «авторитета». Сам он, по данным оперативников, сделал пластическую операцию и уехал в Грецию, где жил по паспорту некоего Яким Краслиева.
Там в этот момент находился сбежавший из СИЗО «Матросская тишина» «киллер №1» Александр Солоник, который любил говорить о своем желании стать лидером группировки, что очень не нравилось Буторину. Через некоторое время Солоника задушили на его вилле. Ося же уехал в Испанию и уже оттуда вел войну с конкурентами, в ходе которой были убиты несколько коммерсантов и членов «измайловской» ОПГ.
Вычислив по звонкам с мобильного телефона местонахождение Оси, сотрудники МУРа вылетели в пригород Барселоны, где в 2001 году вместе с местными полицейскими задержали Осю при выходе из ночного клуба. Испанский суд приговорил «авторитета» к крупному сроку за незаконное ношение оружия, после отбытия которого Буторин был экстрадирован в Россию.
Юрий Вершов