Posted 11 июля 2011, 19:59
Published 11 июля 2011, 19:59
Modified 1 апреля, 06:39
Updated 1 апреля, 06:39
Московский окружной военный суд на выездной сессии в Мосгорсуде огласил приговор 13 членам группировки Национал-социалистическое общество «Север» (НСО «Север»). Они признаны виновными в убийстве 27 приезжих. Пятеро «северных» получили пожизненные сроки, лидер НСО Максим Базылев до приговора не дожил, покончив с собой в СИЗО. Еще над одним участником группировки - Юрием Тихомировым - сейчас идет суд по обвинению в убийстве антифашиста Ильи Джапаридзе. НСО была структурой, дружественной националистам Никите Тихонову и Евгении Хасис.
Перед судом предстали один из руководителей «Севера» Лев Молотков, а также рядовые участники: студентка МГУ Василиса Ковалева, учащиеся и безработные Дмитрий Чечкин, Владислав Тамашев, Виктор Апполонов, Сергей Юров, Николай Михайлов, Леонид Рудик, Константин Никифоренко, Виктор Вахромеев, Евгений Чалков, Сергей Свиридов и Станислав Голубев. Все они признаны виновными в многочисленных случаях избиений и убийствах приезжих, а также в подготовке теракта. По версии следствия, участники НСО планировали взорвать электросетевой комплекс в подмосковном Сергиевом Посаде. Данное дело рассматривал военный суд, поскольку один из обвиняемых – Сергей Юров - также обвиняется и в дезертирстве. Слушания начались в апреле 2011 года и проходили в здании Мосгорсуда.
Еще на прошлой неделе прокурор потребовал приговорить семерых участников НСО, в том числе Молоткова и Тамашева, к пожизненному наказанию, пятерым - назначить сроки от 10 до 25 лет колонии. Поскольку Сергей Свиридов был причастен только к одному случаю нападения, активно сотрудничал со следствием и заключил сделку с правосудием, для него было сочтено возможным ограничиться условным сроком.
Адвокаты подсудимых, которые вину не признали, попросили своих клиентов оправдать. Защитники нацистов, частично признавших вину, настаивали на более мягком наказании, отличном от запрошенного прокурором.
Оглашение приговора началось 11 июля утром и длилось почти до восьми вечера. Зал заседаний охраняли бойцы ОМОН и спецназ ФСИН. Подсудимые вели себя раскованно, шутили, выкрикивали лозунги «Наша совесть выше ваших законов».
Пятеро обвиняемых - Лев Молотков, Николай Михайлов, Владислав Тамашев, Виктор Апполонов, Леонид Рудик - получили пожизненные сроки. Сергею Юрову назначили 23 года колонии. Сергею Голубеву, бывшему в момент преступления школьником, дали десять лет колонии строго режима. Василиса Ковалева, являющаяся начальником аналитического отдела благотворительного фонда «Город без наркотиков», приговорена к 19 годам колонии. Сергею Свиридову дали восемь лет условно. Остальным националистам суд назначил следующие наказания: Константину Никифоренко - 20 лет тюрьмы, Виктору Вахромееву - 15 лет, Евгению Чалкову - 12 лет, Дмитрию Чечкину - 20 лет.
Представитель обвинения приговором остался доволен. Сами обвиняемые и их близкие – нет. Первые возмущались слишком мягким наказанием «предателю» Свиридову. Родственники же громко кричали, что их детей наказали незаслуженно жестоко.
По данным оперативников, Национал-социалистическое общество было создано в 2004 году помощником одного из депутатов Госдумы Дмитрием Румянцевым (человеком хорошо известным в кругах националистов) и жителем столицы Сергеем Коротких (Малюта). Последнего позже выгнали из организации за размещение в Интернете порноролика.
Вскоре НСО создало ячейки в столице, Подмосковье, Брянской, Воронежской областях и ряде других регионов. Организация даже издавала свою газету «Корпус». Участники общества промышляли нападениями на приезжих, а также на антифашистов. При этом злоумышленники использовали металлическую арматуру, бейсбольные биты и ножи. Всего, по данным следствия, на их счету десятки убийств.
Наибольшей кровожадностью отличался боевик из ячейки «НСО-Север» Владислав Тамашев. Своим «бойцам» он говорил, что жертв нельзя оставлять ранеными — их нужно «добивать». Он доказывал это на личном примере. В частности, по данным следствия, лично убил антифашиста Алексея Крылова, гражданку Узбекистана Ахмедову, гражданина Киргизии и еще несколько человек.
В 2008 году в НСО произошел раскол, и Дмитрий Румянцев объявил о роспуске организации. Однако на смену ему пришел другой лидер – Максим Базылев по кличке Адольф. Он был человеком очень обеспеченным (на его счетах следователи обнаружили 200 млн рублей), создал некий Фонд поддержки русских военнопленных и финансово помогал своим соратникам. После этого участники НСО стали получать ежемесячную зарплату от 2 до 25 тыс. рублей. Сам Базылев заявлял другим членам «Севера», что при задержании лучше «умереть героем, прыгнув на конвоиров, или вскрыть вены».
В 2008 году большинство участников НСО полностью перешли на подпольное существование, переезжая из одного съемного дома в Подмосковье в другой. У членов организации в буквальном смысле началась мания преследования. Так, они выяснили, что один из новобранцев НСО, гражданин Казахстана Николай Мельник, представился соратникам другим именем. Заподозрив в молодом человеке агента спецслужб, участники НСО убили его, поглумились над телом, а останки закопали в Подмосковье. Преступление они сняли на видео, которое разместили в Интернете.
Оперативники, не исключают, что именно члены НСО причастны к громкому убийству гражданина Таджикистана 6 декабря 2008 года в деревне Жабкино Ленинского района. Голову несчастного злоумышленники подбросили к управе Можайского района. Убийцы утверждали тогда, что так отомстили за изнасилованную и убитую приезжим московскую школьницу Аню Бешнову.
Весной 2009 года на след членов НСО вышли сотрудники ФСБ РФ и начали проводить задержания. В частности, в руки оперативников попали Сергей Юров (он принимал участие в убийстве Мельника), Лев Молотков (лидер ячейки «НСО-Север»), Константин Никифоренко. Все они проживали в доме Тамашева. Последний прямо во время обыска накинулся с ножом на сотрудника ФСБ РФ и нанес ему тяжелые ранения. Видимо, выполнял наставления Адольфа.
Сам Базылев был задержан контрразведчиками в марте 2009 года около дома своих родителей, ему предъявили обвинения в восьми убийствах, после чего мужчина вскрыл себе вены в камере. Позже самоубийством покончили и некоторые другие члены НСО.
Когда в сентябре 2009 года сотрудники ФСБ пришли с обыском в квартиру на Щелковском шоссе близкого друга Адольфа 28-летнего Сергея Маршакова, тот через закрытую дверь открыл стрельбу из пистолета, который ему в свое время подарил Базылев.
Один из контрразведчиков успел отскочить в сторону, а его напарник, 26-летний старший лейтенант Илья Костерев, получил тяжелые ранения. Всего Маршаков выпустил пять пуль, после чего выпрыгнул из окна квартиры, расположенной на втором этаже. Однако скрыться мужчине не удалось — при падении он сломал обе ноги и был задержан сотрудниками ФСБ. В феврале 2011 года Маршаков был приговорен к 16 годам тюрьмы.
Стоит отметить, что лидеры и участники НСО были хорошо знакомы и с националистами Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, осужденным недавно за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В своих разговорах, которые прослуживали сотрудники ФСБ РФ, парочка часто вспоминала про «северных» и обсуждала их преступления. В частности, Тихонова и Хасис радостно говорили о расправе в июне 2009 года над антифашистом Ильей Джапаридзе и роли в этом членов НСО. Сейчас по обвинению в данном убийстве судят националиста Юрия Тихомирова.
Герман Александров