Posted 26 апреля 2011, 20:01
Published 26 апреля 2011, 20:01
Modified 1 апреля 2024, 08:31
Updated 1 апреля 2024, 08:31
Утвержден перечень направлений подготовки (специальностей) для приема в вузы в 2011 году. А вместе с ним и список вступительных испытаний. К этому в Минобрнауки шли долго и пришли в самый неподходящий момент. Спустя два месяца после официального дедлайна (1 марта) для заявок на сдачу ЕГЭ абитуриенты узнают, экзамены по каким же дисциплинам на самом деле им необходимо сдавать.
Итак, те, кто думал поступать на прикладную гидрометеорологию, вместо заявленных в 2009 году математики, химии и физики будут пробовать силы в математике, информатике и географии (последняя не просто нежданно-негаданно появилась в списках, но, более того, теперь считается профильной). Политологам в качестве профильного вместо обществознания назначили историю. Ее же, как оказалось, должны были учить специалисты гостиничного дела взамен математики. Обязательную историю, кроме того, предполагает благополучное зачисление на факультет туризма. Этот предмет выключил из итогового набора иняз. География, обществознание и неоспоримый для каждого русский остались.
Приказ №86 об изменениях к перечням вступительных экзаменов в вузы министр образования Андрей Фурсенко подписал 24 января 2011-го. 1 марта, в день, когда все школьники уже определились с предметами, документ зарегистрировал Минюст. Затем – 20 апреля - его опубликовала «Российская газета». И вот уже к 1 мая изменения получат законную силу. К моменту, когда бумага совершит полный бюрократический оборот, закончится срок корректировочной кампании, в рамках которой выпускникам обычно разрешают несколько изменить изначальные планы.
До сих пор школьников спасали интернет-слухи. Разговоры об очередном кардинальном решении чиновников появились на официальном ЕГЭ-форуме в конце февраля. Многие пользователи недоверчиво отмахивались: мол, не грянет. Другие предусмотрительно мониторили сайт Минобрнауки. Родители атаковали звонками приемные комиссии. В вузах, извиняясь за отсутствие конкретики, предлагали выбирать предметы «с запасом».
Специалисты приемной комиссии Российского университета дружбы народов, которым, как и всем их коллегам, было предписано обнародовать перечни вступительных экзаменов до 1 февраля, ориентировались сразу на два документа: на действующий пока 505-й приказ и на 86-й, который вот-вот вступит в силу и, по большому счету, отменит первый.
«Ближе к концу февраля, когда мы получили последний вариант проекта приказа, пришлось вносить коррективы в опубликованный перечень вступительных испытаний. В частности, по направлениям подготовки «туризм» и «политология», - рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии РУДН Роман Линко. – Если бы мы до конца ждали разрешения ситуации, положение абитуриентов было бы хуже. Да, мы рисковали, публикуя эти изменения. Но в конечном итоге они оказались правильными».
«В приказе 2009 года был установлен перечень вступительных испытаний по направлениям подготовки бакалавров. В нем не было перечня вступительных испытаний на специальности, - объясняет Линко. - Теперь перечень специальностей утвержден. А приказ №86 не просто «вносит изменения» в 505-й: он корректирует перечень вступительных испытаний по бакалавриату и добавляет перечень вступительных экзаменов по всем специальностям».
Здесь, по мнению Линко, все как раз более-менее логично. Кроме, конечно, сроков, которым даже определение «сжатые» маловато.
В департаменте образования Москвы, впрочем, «Росбалт» заверили, что корректировочная кампания будет продлена. Поздно опубликованные перечни ЕГЭ – основание веское. Соответствующее письмо со ссылкой на переполненные приемные столичные чиновники уже направили в федеральное министерство: ответа ждут со дня на день.
Только как он исправит положение тех же «прикладных гидрометеорологов»? В течение года они тратили время и родительские деньги на курсы и репетиторов по химии и физике вместо того, чтобы корпеть над информатикой и географией? Нанимать новых репетиров? Или понадеяться на школьную базу?
«Позиция может быть только одной: дети должны знать абсолютно точно все условия поступления в высшее учебное заведение за год до поступления, - настаивает Любовь Духанина, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, президент образовательного холдинга «Наследник», вице-президент ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России.
Но «если говорить объективно», добавляет она, то, к примеру, история – «предмет не новый». «Это предмет, который всем преподавался на протяжении всего процесса обучения в школе», - напоминает Духанина, не отрицая, правда, что в массовых школах «сложилась ситуация, при которой, чтобы сдать ЕГЭ, нужно большое количество часов дополнительных занятий».
«Этого быть не должно, - говорит эксперт. - Ребенок должен идти и спокойно сдавать ЕГЭ, просто освоив обычную школьную программу. Если бы дети были способны в спокойном режиме решать задания ЕГЭ, никто бы не занимался их натаскиванием. Где-то просто сбоит в цепочке».
С Духаниной согласен ее коллега по Общественной палате, руководитель организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Плохо. Машина абсолютно неповоротливая и никуда не годится, не учитывает интересы миллионов детей. Большая четкость нужна», - так правозащитник оценивает нововведения в целом. Но определенную логику в скоропалительной перекройке механизма ЕГЭ, тем не менее, усматривает.
«Учиться-то надо нормально по всем предметам, тогда не страшно будет, если даже за два дня объявят новые списки, - считает он. - Но введение ЕГЭ привело к чему? К тому, что вместо учебы в двух последних классах идет натаскивание на конкретные предметы. Учеба отодвинута, и те предметы, которых нет в ЕГЭ, просто никто не учит. Сама система превратила учебу в натаскивание – и вот вам результат».
Понимая, однако, что никак не дети должны за него отвечать, Альтшулер рекомендует родителям «подавать заявления в Рособрнадзор или сразу в прокуратуру». «Я считаю, что массовые подачи заявлений в прокуратуру на предмет проверки законности того, что за три месяца до экзаменов вводятся новые предметы, к которым никто специально не готовился, могут возыметь резонанс, - не исключает он. - Вот будет таких заявлений тысяч 100-200, будет хорошо».
Но вот директор Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Высшей школы экономики Артемий Рожков в успех верит не особенно. «Формально, - на этом «формально» он делает особый акцент, - министерство образования и науки никакую норму не нарушило. Нет нормы, которая бы запрещала министерству принимать такие приказы в такие сроки». По заключению юриста, «нарушается принцип, согласно которому документы, затрагивающие права и законные интересы обучающихся, должны приниматься заранее, чтобы не ограничивать их по факту».
Дарья Миронова