Posted 22 апреля 2011, 13:04
Published 22 апреля 2011, 13:04
Modified 1 апреля, 08:34
Updated 1 апреля, 08:34
За прошедшие с момента распада СССР 20 лет в психологии управляющих нами бюрократов мало что изменилось. Они на праздники выстраиваются в храмах, крестят лбы, но при этом в дни, когда православному христианину грешно даже думать о работе, гонят его на добровольно-принудительный субботник.
Работать в Пасху и на Светлую седмицу, равно как и в последние дни страстной недели – грешно. И все более-менее верующие сограждане наши обычно стараются хотя бы в официально нерабочие дни накануне праздника Воскресения Господнего освободить себя для более важного дела – молитвы. Соответственно, и после Пасхи надобно радоваться и радоваться так, что даже не работать.
И большим пасхальным подарком для этих людей, вероятно, стало решение столичного руководства провести в Москве 23 апреля, накануне Пасхи, субботник. А еще один – на Светлой седмице, как называют праздничную пасхальную неделю православные. Пройдут эти субботники в «добровольно-принудительном» порядке. В школах и вузах на них, вопреки традиционным заверениям администраций, «погонят» учеников, в детских садах – родителей. Проверять результаты «ударного труда», вопреки заявлениям уже городского руководства, будут специальные комиссии. И все это на фоне неизбежного на Пасху массового посещения православных церквей первыми лицами как страны, так и московской администрации.
Налицо явная двойственность сознания, сродни той, что выявили не так давно социологи из фонда «Общественное мнение», проверив россиян на веру в один из постулатов православия, который, заметим, является частью символа веры. То есть, если выражаться светским языком, собрания тех положений, в которые должен верить православный христианин, которые верующий должен исповедовать на каждой службе.
Тем не менее, по данным ФОМа, 54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения. На вопрос о том, верно или неверно утверждение "Я верю в воскресение после смерти", чаще других отрицательно отвечали сельские жители (58%) и те, кто проживают в Дальневосточном округе (74%). Разделяют эту точку зрения лишь 26%.
Причем, как бы смешно это ни звучало, даже респонденты, идентифицирующие себя с православием, лишь немногим чаще тех, кто считает себя адептами других религий, склонны верить в возможность воскресения (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно – аж 46%.
Это советская школа – она невытравима. Надеяться, что воспитанный в дарвинистских традициях человек поверит в «воскресение мертвых и жизни будущего века», все равно, что уповать на то, что наши бюрократы, в молодые годы комсомольцами отгонявшие верующих бабулек от храмов, вдруг поймут, почему грешно ходить в Великую субботу на великий «ленинский» субботник.
Причем, как и большинство наших сограждан, если бы эти чиновники оказались участниками соцопроса о том, к какой религии они себя относят, они бы однозначно назвали православие. Все социологические службы подтверждают, что православными себя в России называет приблизительно 75-77% населения. Но большинство из них уверены, что воскресать им не придется, значит, не так уж и важно, чем заниматься накануне Пасхи и после нее: молиться, отскребать грязь от асфальта или красить бордюры в желто-зеленую полосочку. Если что-то их и волнует, так это попытка властей помешать пораньше уехать на дачу в майские праздники на шашлыки.
Единственное, о чем остается жалеть, так это о том, что представители Русской православной церкви говорят, например, о том, как надлежит одеваться или, скажем, о роли РПЦ в политической жизни России, но напомнить «православным комсомольцам» о том, что «пахать» в Великую субботу и на Светлую седмицу «не благословляется», у них почему-то руки не доходят.
Иван Преображенский, rosbalt.livejournal.com