Posted 13 июля 2010, 14:35
Published 13 июля 2010, 14:35
Modified 1 апреля, 13:08
Updated 1 апреля, 13:08
Четверо россиян, обменянных на задержанных в США агентов Службы внешней разведки, начали обживаться за границей. В частности, ученый Игорь Сутягин и экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль в понедельник совершили первый поход по магазинам пригорода Лондона. В США находятся бывшие сотрудники СВР и КГБ СССР Александр Запорожский и Геннадий Василенко. Василенко, как удалось выяснить «Росбалту», свой последний срок получил в 2009 году за попытку подкупа руководства Исправительной колонии-11. На суде он заявил, что деньги предназначались для «общака», а его подставила ФСБ и ее «платные агенты-провокаторы».
Как рассказал «Росбалту» брат Игоря Сутягина Дмитрий, ученого поселили в отеле в пригороде Лондона вместе с Сергеем Скрипалем. «Первые три дня после прилета в Англию Игоря осматривали врачи, с ним работали психологи, поскольку он находился в подавленном состоянии после случившегося. А вчера он в сопровождении представителей местных спецслужб прогулялся, зашел в несколько магазинов. После этого Игорь позвонил домой, в Россию», - отметил агентству Дмитрий Сутягин.
По его словам, финансовую помощь ученому оказывают представители местных властей, которые сказали, что он может у них просить все необходимое. «Однако Игорь этим не злоупотребляет, поэтому у него пока даже нет мобильного телефона и звонить он может лишь из гостиницы, - сообщил Дмитрий Сутягин. - Брат принял решение пока воздержаться от общения с журналистами и свиданий с близкими, поскольку должен осмыслить все произошедшее, отдохнуть. А потом он будет готов дать комментарии, а также определится с тем, чем будет заниматься в дальнейшем». По словам Дмитрия Сутягина, у его брата на руках лишь паспорт гражданина РФ и загранпаспорт без английской визы. «Ожидается, что все необходимы для нахождения в Англии документы будут готовы в течение 1-2 дней». По данным «Росбалта», 12 июля первую прогулку по пригороду Лондона совершил и Сергей Скрипаль.
Два других участника обмена - Александр Запорожский и Геннадий Василенко - сейчас находятся в США, ведь с этой страной их многое связывает.
Согласно данным бывших сотрудников спецслужб, Геннадий Василенко в 1970-е годы, как офицер управления внешней конттразведки КГБ СССР, работал в Вашингтоне, где сдружился с агентом ЦРУ Джеком Платтом. Вначале сотрудник КГБ СССР извещал руководство обо всех своих встречах с американцем, заявлял, что пытается его завербовать, а потом объявил, что данная связь прервалась. В 1980- годы Василенко отправили служить в Гайану, где он продолжил общаться с Платтом. Правда, свое руководство об этом уже в известность не ставил. Платт после каждой такой беседы составлял подробной рапорт. Один из них, датированный октябрем 1987 года, попал в руки сотрудника ФБР Роберта Ханссена, являвшегося агентом КГБ СССР. В документе Платт сообщал руководству ЦРУ, что встретился в Гайане с источником под кодовым именем «М» и тот склонен к сотрудничеству.
Ксерокопию этой бумаги Ханссен оставил в специальном тайнике для сотрудников КГБ СССР, а взамен получил $25 тыс. Советским спецслужбам, сопоставив факты, не составило большого труда выяснить, что «источником «М» является Геннадий Василенко. Его вызвали на Кубу, там он был арестован, после чего переправлен в СИЗО «Лефортово». Офицер провел под стражей более полугода, но никаких других доказательств его вины, кроме копии рапорта Платта, не было. В результате Василенко был лишь уволен из КГБ СССР.
По словам ветеранов спецслужб, после развала СССР Василенко вылетел в США, где опять начал общаться со своим приятелем Платтом. Вместе они даже организовали компанию, которая должна была обеспечивать безопасность американских бизнесменов, работающих в России. Василенко возглавил подразделение компании в РФ, которое получило название «Хок-Секьюрити». Бывший офицер КГБ также создал в Москве несколько ЧОПов, а в 2003 году занял должность заместителя начальника службы безопасности телекомпании «НТВ+». Через два года он вновь оказался за решеткой, на этот раз уже в рамках дела о покушении на руководителя «Мострансгаза» Алексея Голубничего. Неизвестные заложили мощную бомбу в клумбу у дома 15-1 по Никулинской улице, в котором проживал Голубничий. 13 октября 2004 года бизнесмен вышел из дома рано утром, почти сразу сработала «адская машинка». Руководитель «Мострансгаза» не пострадал, ранения получила оказавшаяся рядом сотрудник фирмы «Стройэкология» Людмила Макарова.
Расследуя это преступление, оперативники вышли на предполагаемого изготовителя бомбы - некоего Алексея Мачнева. При обыске его квартиры в Гурьевском проезде была обнаружена бомба, снаряженная 50 г гексогена (800 г в тротиловом эквиваленте). Когда сыщики стали выяснять источники получения взрывчатки, в поле их зрения попал и Геннадий Василенко. 26 августа 2005 года в его квартире на улице Маршала Василенко был изъят целый арсенал оружия: два пистолета испанского производства, пистолет, произведенный в США, ПМ, 14 патронов. Осматривая гараж Василенко на улице Расплетина, оперативники нашли 200-граммовую тротиловую шашку, подрывной патрон с 270 г тротила, а также два электродетонатора. В отделении милиции экс-сотрудник КГБ СССР попытался изувечить одного из сыщиков авторучкой.
Причастность Василенко к покушению доказать не удалось, поэтому ему предъявили обвинения только в незаконном хранении оружия и взрывчатки, а также оказании сопротивления милиции. В 2006 году Головинский суд Москвы приговорил его к трем годам в колонии-поселения. Отбывать срок бывшего чекиста отправили в колонию-поселение, расположенную в городе Десногорске Смоленской области, а в марте 2008 года суд за многочисленные нарушения, перевел Василенко в ИК-11 в Нижегородской области. Там он вновь стал фигурантом очередного расследования.
Как следует из материалов дела, после прибытия в ИК-11 Василенко был помещен в карантин, где у него произошел конфликт с заключенным Каралькевичем. У последнего пропала авторучка, а нашли ее 26 марта 2008 года под подушкой у экс-сотрудника КГБ СССР. В ответ на обвинения в краже Василенко ударил Каралькевича по лицу, но заявил, что не будет драться с пожилым человеком (в этом году Василенко исполнилось 69 лет). Уладить конфликт помог другой зек, занимавший должность председателя секции дисциплины и порядка карантина ИК-11.
К нему-то экс-чекист обратился спустя день с заманчивым предложением. Сочтя, что у председателя секции хорошие отношения с руководством колонии, Василенко через него предложил заплатить Каралькевичу $2 тыс., чтобы тот не писал заявление о драке. Также бывший сотрудник КГБ выразил готовность передать собеседнику $10 тыс., если он договорится с руководством ИК о том, чтобы из личного дела Василенко убрали все взыскания, внеся вместо них благодарности, а самого его представили к условно-досрочному освобождению.
Выплату бывший сотрудник КГБ предложил разбить на несколько траншей: вначале он выразил готовность выплатить $3 тыс., а после внесения изменений в личное дело - остальные $7 тыс. Об этом сразу стало известно сотрудникам ФСБ РФ, по-прежнему подозревавшим Василенко в шпионаже. Председатель секции, действовавший уже под контролем спецслужб, сделал вид, что согласился на предложение экс-чекиста, который сразу же позвонил в Москву своему сыну. С ним Василенко общался на английском языке (запись разговора есть в материалах дела), просил привести $3 тыс. в рублях «для больших людей, которые выпустят его по УДО», подарки для заключенных, а также бланки на получение кредитных карточек. Василенко планировал открыть кредитки, чтобы положить на их счета деньги для Каралькевича.
17 апреля 2008 года сын передал бывшему сотруднику КГБ СССР 71 тыс. рублей, а также три пары джинсов и три флакона туалетной воды «Armani». Василенко посчитал, что столь «дорогих подарков» для Каралькевича будет достаточно, поэтому никаких денег ему платить не надо. А 71 тыс. рублей в тот же день экс-чекист отдал председателю секции дисциплины, после чего и был задержан сотрудниками ФСБ РФ.
Данное дело рассматривал Борский суд Нижегородской области. На слушаниях Василенко выдвинул свою версию произошедшего. Согласно ей, в карантине заключенные совершили против него провокацию, после чего стали вымогать $10 тыс. за то, чтобы не сообщать руководству ИК о драке, обеспечить комфортные условия пребывания в колонии и посодействовать в возможности условно-досрочного освобождения. «Я был уверен, что эти деньги пойдут в «общак», а не на подкуп руководства ИК, - заявил на суде Василенко. - Свою вину не признаю, поскольку считаю данное дело провокацией преступления, инициированной органами ФСБ РФ с использованием платных агентов-провокаторов».
Однако Борский суд, сочтя доводы следствия убедительными, 6 апреля 2009 года приговорил Василенко (добавив остаток прошлого срока) к трем годам и пяти дням лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Впрочем, новый срок экс-чекист полностью не отсидел. После задержания в США агентов СВРон, признав себя виновным в шпионаже в пользу ЦРУ, стал одним из участников обмена. Ветераны спецслужб полагают, что Василенко был внесен США в обменный список по просьбе своего приятеля Платта.
Александр Шварев