Posted 13 мая 2010,, 17:47

Published 13 мая 2010,, 17:47

Modified 1 апреля, 13:54

Updated 1 апреля, 13:54

Большие планы маленькой розетки

13 мая 2010, 17:47
Бурное развитие техники поставило вопрос: сохранится ли в нашем быту традиционное проводное радио? Оказавшись в числе устаревающих вещей, оно отчаянно ведет борьбу за существование и, похоже, имеет шансы.

Бурное развитие техники поставило вопрос: сохранится ли в нашем быту традиционное проводное радио? Оказавшись в числе устаревающих вещей, оно отчаянно ведет борьбу за существование и, похоже, имеет шансы.

Среди тех услуг, которые в России оказывает государство квартирному жильцу, значится и проводное радио – «радиоточка». Это достаточно давняя услуга, которая существовала еще до войны, когда в большинстве московских домов было печное отопление, и в очень многих зданиях не было канализации. Зато в каждой коммуналке стоял приемник.

В скудном сталинском быту преобладали «черные тарелки»: был такой, простейший и предельно дешевый приемник с довольно большим картонным рупором черного цвета. Во многих квартирах радио не выключалось никогда: в полночь оно заканчивало работу государственным гимном, а в шесть утра этим же гимном будило жильцов. Иной раз в лагерях ГУЛАГа оказывались люди, имевшие неосторожность выключать радио на время зачитывания писем товарищу Сталину.

Век «черной тарелки» был долгим – у иных небогатых или скуповато-бережливых хозяев этот исправно работающий рупор можно было встретить даже в 70-е годы. Постепенно «тарелки» вытеснялись однопрограммными приемниками в более «цивильной» оболочке из пластмассы и ткани. Набирали силу и трехпрограммники – по ним, в частности, можно было слушать радио «Маяк», тоже вполне советское, но весьма популярное.

И поныне в каждой квартире, кроме нескольких электророзеток, имеется одна маленькая розеточка-радиоточка, благодаря которой, можно слушать по однопрограммному приемнику «Радио России», а по трехпрограммнику – еще и «Маяк», и радио «Говорит Москва». Напряжение в радиоточке низкое, вроде телефонного, и бывали случаи, когда кто-то по недомыслию или по пьяному делу совал вилку радиоприемника в электророзетку и сжигал его.

Убрать или оставить?

Время, однако, движется. Радио отнюдь не было вытеснено телевизором, однако в наши дни большинство слушает другие радиостанции, которые по проводам не вещают. В иных квартирах радиоточки уже прочно заставлены мебелью, а то и заклеены обоями.

Какова аудитория проводного радио в наши дни? На этот счет имеются очень большие расхождения. «Патрон» всех московских радиоточек - ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» - приводит данные (со ссылкой на социологическую фирму КОМКОН), что аудитория в столице чуть недотягивает до 2 млн человек, и в 30% московских квартир имеются проводные приемники. Оппоненты же ФГУП МГРС из числа защитников прав потребителей – о них чуть ниже – утверждают (ссылаясь на свой собственный опрос), что реальная аудитория «кухонного радио» едва достигает 2% населения. Чьи цифры ближе к правде? Разобраться нелегко, но еще несколько лет назад трехпрограммные приемники пользовались спросом у пенсионеров и даже стали в некотором роде дефицитом, - в наши дни он восполнен.

Но постепенно многие жильцы, которые проводным радио не пользуются, стали задаваться вопросом: а с какой стати я должен ежемесячно за это платить? Конечно, «абонентская плата» - небольшая: в настоящее время, после недавних повышений, она составляет 40 рублей 12 копеек в месяц. Среди тех, кто полагает радиоточку для себя абсолютно ненужной, есть люди, которые не намерены даже «мелочью сорить» просто так. Это может быть и бедный студент, которого никакой силой не заставишь слушать «Маяк», и интеллигент, решивший вырвать из своего быта «все совковое», да и просто бережливый во всем обыватель.

Вот и пошли отказы от радиоточек. В Москве до самого недавнего времени данная процедура была весьма непростой. Жилец должен был собрать документы, среди которых числилась и справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам. И ехать с этими документами в единственный на всю Москву офис ФГУП МГРС на улице Усиевича близ метро «Сокол», где, под укоризненным взором чиновника, оформить свой отказ, уплатить 60 рублей и ждать мастера.

Нынешней весной процедура отказа существенно упрощена. Теперь исключить из своей жизни радиоточку и плату за нее можно в ЕИРЦ по месту жительства. Заплатив при этом те же 60 рублей. Так вот, как бы ни была мала эта сумма, не всех она устраивает.

До сих пор тянется судебная тяжба, которую ведет против МГРС общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». Корреспонденту «Росбалта» позицию правозащитников изложил юрист Дмитрий Лесняк, который ведет это дело со стороны истца.

«Мы не утверждаем, что отключение радиоточки всегда должно быть бесплатным, - отметил юрист. – Мы полагаем, что платеж не должен быть увязан с самим фактом расторжения договора. Оператор вправе требовать возмещения только тех расходов, которые он действительно понес».

Иными словами: МГРС может назначать плату, скажем, за демонтаж самой розетки или за иные процедуры, для которых требуется выезд мастера на дом и транспортные расходы этого мастера. Но ни в коем случае не взимать со всех по 60 рублей автоматически, не утруждая себя объяснениями. Возмутила правозащитников и сама сложная и муторная процедура отказа (тем более, что судебный процесс они начали еще «при старой системе»).

Кстати, Дмитрий Лесняк сослался на любопытный прецедент: по его словам, недавно в Омске областное отделение Федеральной службы по надзору в области связи решило выступить в защиту прав потребителей и одернуло местного радиооператора, взимавшего плату за отказ от радиоточек. Оператор подал в суд и проиграл.

В Москве же дело разворачивалось иначе: «Общественный контроль» обратился сначала в Измайловский суд, который ему в иске отказал, затем была отклонена кассационная жалоба в Мосгорсуде. Теперь «Общественный контроль» планирует обратиться в Верховный суд, а затем, вероятно, и в Конституционный, где будет просить толкования статьи 32 федерального закона «О защите прав потребителей».

Вернитесь, мы все подключим

Критики обвиняют МГРС фактически в паразитизме: в том, что эта организация взимает с населения Москвы немаленькие суммы (в общей сложности около 170 млн рублей в месяц), поставляя за это устаревшую услугу, которой пользуется ничтожный процент.

Конечно, можно упрекнуть тех начальников, что разработали максимально затруднительную процедуру отказа. Но нельзя не заметить и другого: в отличие от многих «операторов» устаревающих машин и услуг, «начальники» проводного радио ведут борьбу за свое право на жизнь умело, конструктивно и изобретательно. К их изобретениям относится программа «Социальная розетка», которой они готовы осчастливить москвичей.

Итак, в срок до 2015 года все «лояльные граждане», что не потребуют убрать из квартиры радиоточку, получат за это – то есть, за ту же абонентскую плату – массу разнообразных услуг. В ходе эксперимента, который уже начался, маленькую розетку заменят «большой». Теперь у абонента появляется солидных размеров пластиковый пульт, в который входит: восемь государственных телепрограмм, да плюс подключение к Интернету. А также специальный динамик, по которому нас оповестят о чрезвычайной ситуации («Граждане, воздушная тревога!» и т.д.). И еще «тревожная кнопка», которую можно будет нажать в случае ограбления или пожара для связи с оператором. Ну, и, разумеется, по-прежнему все проводные радиоканалы, которые тоже грозят размножиться.

Именно "тревожные" функции - оповещения населения о происходящих катастрофах - руководители МГРС считают особо важными и незаменимыми. Помимо прочего, даже если в городе пропадет электричество, проводное радио будет работать, так как имеет автономные системы питания.

В настоящее время социальные розетки установлены лишь в новостройках Кунцева, до конца года их опробуют на новостройках Западного округа. Но уже с 2011 года заявление может писать любой желающий хозяин или ответственный съемщик московской квартиры – если, конечно, он не отказался от радиоточки. Ее можно будет и восстановить, бесплатно.

Проект «Социальная розетка» удостоился похвалы со стороны президента России Дмитрия Медведева, которому генеральный директор МГРС Вячеслав Иванюк представил данную концепцию на выставке «Связь – Экспокомм – 2009». Теперь на проект выделяются большие деньги – из федеральных и городских источников - на все про все более 1,5 млрд рублей. Аналогичный проект развивает и Санкт-Петербург.

«Если все будет именно так, как задумано, за те же деньги, - заметил корреспонденту «Росбалта» защитник прав потребителей Дмитрий Лесняк, - я полагаю, это будет воспринято очень позитивно. Другое дело, что есть очень сильные подозрения, что абонентская плата под это дело все-таки будет повышена».

Что ж, ближайшие годы покажут.

Леонид Смирнов