Posted 25 ноября 2016, 15:52

Published 25 ноября 2016, 15:52

Modified 31 марта, 01:05

Updated 31 марта, 01:05

Анатомия слухов: Слияния и поглощения

25 ноября 2016, 15:52
«Информированные источники» сообщают о предстоящих бюрократических преобразованиях и даже о возможности объявления в России «нового курса».

Конец ноября, если верить циркулирующим в околокремлевских кругах слухам, пройдет под знаком новостей о реформах госструктур, начиная с главного — Кремля.

Новый глава президентской администрации Антон Вайно недаром до сих пор не стал публичной персоной, шепчутся слухмейкеры. Он ходит на разные совещания, но, в отличие от своего нового первого заместителя Сергея Кириенко, не делает публичных заявлений, не комментирует действия властей и остается «вещью в себе». Связано это отчасти, как ходят слухи, с тем, что Антон Вайно сейчас занят подготовкой реформы администрации президента. Источник, близкий к администрации, говорит, что там среди сотрудников тоже ходят такие слухи, причем некоторые опасаются, что реформа будет сопровождаться сокращением штатов.

Впрочем, реально сокращение штатов — это наименее вероятный вариант, говорит другой источник, регулярно сотрудничающий с президентской администрацией. Он напоминает, что снижение численности работников на Старой площади анонсировалось неоднократно в период правления Владимира Путина. Однако заканчивалось каждое такое реформирование кадрового состава увеличением числа бюрократов, причем раз за разом кремлевская администрация, как это было, например, после возвращения Владимира Путина на пост президента в 2012 году, еще и обрастала многочисленными «дочками» в виде фондов, экспертных групп и НКО, число которых было тем больше, чем громче были разговоры о сокращениях.

Таким образом, с учетом слухов о желании Антона Вайно практически вдвое сократить количество управлений администрации президента, можно предположить, что их скорее ждет укрупнение. Тот же Сергей Кириенко, который курирует управление внутренней политики, якобы лоббирует присоединение к нему управления по обеспечению деятельности Госсовета, управления по общественным проектам и, может быть, еще одного-двух подразделений. В свою очередь пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рискует лишиться персонального управления, которое было создано в свое время, чтобы избежать потенциального конфликта с первым замглавы администрации Алексеем Громовым, также отвечающим за внешние коммуникации и как раз недавно переделившим эту зону ответственности с Сергеем Кириенко.

Существуют риски и для управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, которое, как считают некоторые эксперты, частично дублирует функции других, в первую очередь, управления по внешней политике. То же касается и управления по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, которым руководит Олег Говорун, старый соратник Владислава Суркова. Источник, близкий к руководству одного из частично признанных государств, напоминает, как много в последнее время было мелких скандалов в отношениях Москвы с абхазскими и югоосетинскими властями, которые косвенно отражались и на репутации этого управления. Наконец, могут подвергнуться слиянию и несколько технических управлений, которые уже неоднократно соединяли и разделяли за последние 15 лет.

Некоторые СМИ в связи с этими слухи, надо сказать, отмечают, что Владимир Путин объявит об этих реформах в своем декабрьском послании к Федеральному Собранию. Однако источники, близкие к Кремлю, в один голос напоминают, что послание — стратегический документ и администрация президента, каким бы важным органом власти в реальности она ни была, вряд ли удостоится отдельной строки в выступлении главы государства, ведь даже в Конституции она упомянута всего лишь раз.

Зато речь в послании может пойти о реформе правительства. Экономическое положение в стране остается тяжелым. Ходят слухи, например, о решении Кремля после 2018 года объединить министерства финансов и экономического развития (экс-глава последнего Алексей Улюкаев находится под домашним арестом по обвинению во взяточничестве). Ходят также слухи о сокращении количества вице-премьеров за счет, разумеется, тех из них, кто сейчас входит в ближайшее окружение председателя правительства Дмитрия Медведева. Однако эти слухи в Белом доме и официально, и неофициально не подтверждают, а «на правах источника» говорят, что ничего об этом не знают, хотя и не исключают, что лоббисты, которые сейчас активно влияют на Кремль, могут выступать с подобными предложениями.

Между тем в финансовых кругах ходят слухи, что один из ключевых околокремлевских лоббистов — глава «Роснефти» Игорь Сечин в контексте выкупа его компанией у государства своих акций сумел добиться значительной рублевой допэмиссии со стороны Центрального банка. Некоторые слухмейкеры при этом говорят, что речь шла даже об увольнении нынешнего председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, но в итоге после прямого вмешательства Владимира Путина в качестве модератора вопрос был разрешен «бескровно».

Впрочем, ходят слухи и о том, что в ближайшее время, может быть, даже в том же послании к Федеральному Собранию, Владимир Путин заявит некий новый экономический и политический курс, а также обозначит какие-то реальные, а не бюрократические реформы. Причем такие, что они логически потребуют не точечных перестановок, а отставки правительства и премьера. Так что, очевидно, от глобальных перемен в среде российского чиновничества по-прежнему никто не застрахован, ни в Кремле, ни в Белом доме. В подвешенном состоянии ощущают себя почти все.

Иван Преображенский

Подпишитесь