Posted 8 июля 2015, 16:45

Published 8 июля 2015, 16:45

Modified 31 марта, 07:17

Updated 31 марта, 07:17

Почему авиация уходит в пике

8 июля 2015, 16:45
Эксперты по-разному оценивают причины, по которым российские ВВС потеряли за короткое время пять боевых самолетов. Частые аварии могут быть связаны как с системным кризисом в оборонке, так и с возросшей интенсивностью полетов.

В России за месяц с небольшим разбились пять боевых самолетов. Очевидно, что если одно-два подобных происшествия можно было бы списать стечение обстоятельств, случайность или исключение из общего правила, то при серии ЧП уже можно говорить об определенной тенденции.

Хронология событий (в обратной последовательности) выглядит следующим образом.

6 июля в районе аэродрома "Хурба", расположенного в Хабаровском крае, во время учебно-тренировочного полета при взлете рухнул на землю фронтовой бомбардировщик Су-24М. Оба пилота погибли.

3 июля в Краснодарском крае недалеко от аэродрома "Кущевская" также во время учебно-тренировочного полета разбился многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29, которым управлял начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-майор Александр Берзан. Пилоту удалось катапультироваться. Вероятной причиной чрезвычайной ситуации называют неисправность двигателя.

8 июня в Приамурье за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился стратегический бомбардировщик Ту-95, несколько членов экипажа получили травмы. По предварительным данным, причиной аварии стал пожар в одном из двигателей.

4 июня при посадке на аэродром под Воронежем перевернулся самый современный на сегодня в российских ВВС фронтовой бомбардировщик Су-34. Сообщается, что в результате этой аварии экипаж не пострадал, а катастрофа произошла из-за нераскрывшегося тормозного парашюта.

В тот же день, 4 июня, истребитель МиГ-29 разбился в районе полигона Ашулук в Астраханской области при выполнении учебно-тренировочного полета. СМИ сообщили, что пилоты катапультировались, а самолет взорвался и восстановлению не подлежит.

Мнения экспертов, опрошенных обозревателем «Росбалта» о причинах этих катастроф, разделились. Один из них полагает, что они носят скорее финансово-технологический характер, другой - что рост числа аварий связан с увеличением интенсивности полетов.

Возросшая аварийность в Военно-воздушных силах Российской Федерации вызвана общими проблемами оборонного комплекса страны. Такое мнение высказал «Росбалту» член Совета по внешней и оборонной политике, замдиректора Института США и Канады, генерал-майор Павел Золотарев.

«Мое личное мнение, что это последствия того, что у нас оборонный комплекс длительное время лишался кадров, финансирования и там не обеспечивалось должное качество работы, в частности, при изготовлении тех или иных деталей военной техники», - сказал эксперт.

По словам Золотарева, причины аварий военных самолетов те же самые, что и в ситуации с авариями российских космических аппаратов последнего времени. В авиационной промышленности, как отмечает генерал, используются «старые технологии, которые просто требуют аккуратного исполнения». Но, видимо, с этим как раз и проблемы.

Помимо этого, другой причиной последних аварий «могут быть и контрафактные авиационные детали», - считает эксперт. В то же время, он полагает, что основной причиной этих катастроф стала все-таки «техника, а не люди».

С этим согласен и заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Техника сильно изношена. Новой техники мало, а большая ее часть еще советского производства», - отметил эксперт.

«Плюс к этому, интенсивность подготовки личного состава в последнее время сильно возросла. Естественно, выросла и аварийность, иначе и быть не может», - считает Храмчихин.

Боевая подготовка российской армии и ВВС резко возрастает уже несколько лет, и ее рост не зависит от последних политических шагов российского руководства, сделанных в направлении примирения России с Западом, уверен военный аналитик. Он говорит, что интенсивность боевой подготовки сейчас просто «возвращается к тому состоянию, в котором и должна находиться».

По его мнению, в таких условиях статистика аварий самолетов неизбежно будет возрастать, поскольку, «чем больше они будут летать, тем больше они будут биться».

При этом Храмчихин отметил, что самая высокая аварийность у американских ВВС, «потому что у них больше всего самолетов и они очень интенсивно эксплуатируются».

По словам эксперта, аварии двух-трех самолетов ВВС США в месяц — обычная статистика для этой страны, «нам просто об этом не сообщают».

Здесь стоит отметить, что последняя авария с участием боевого самолета произошла в США буквально накануне. 8 июля в штате Южная Каролина два человека погибли в результате столкновения истребителя F-16 с частным легкомоторным самолетом.

Александр Желенин

Подпишитесь