Posted 22 апреля 2015, 15:39
Published 22 апреля 2015, 15:39
Modified 31 марта, 08:24
Updated 31 марта, 08:24
Глава МВД Владимир Колокольцев пришел в среду в Госдуму, чтобы рассказать депутатам об итогах работы своего ведомства в 2014 году. Но по факту ему пришлось отвечать за всю реформу МВД, которая стартовала несколько лет назад. Как выяснилось, она до сих пор вызывает много вопросов со стороны народных избранников. Причем на министра ополчились даже единороссы, которые обычно мягко общаются с высокопоставленными представителями правительства.
Изначально доклад самого Колокольцева не предвещал бури на Охотном ряду. Министр весьма радужно описал работу полиции, при этом приведенные им статистические данные убеждали в том, что преступность в стране идет на убыль, а раскрываемость совершенных злодеяний растет. Особенно депутатов порадовала новость о том, что к уголовной ответственности удалось привлечь 36 криминальных авторитетов.
«Раскрываемость преступлений повысилась, в том числе квартирных краж, а также резонансных преступлений. Повысился и уровень соблюдения законности на всех этапах расследований, уменьшилось количество дел, отправленных на доследование и отмененных постановлений о возбуждении уголовных дел», - перечислил Колокольцев достижения в работе полиции.
Из его слов выходило, что на спад пошла даже так называемая этническая преступность - это касается, прежде всего, мигрантов, приезжающих в Россию на заработки. «Статистика такова: в прошлом году иностранцами было совершено на территории РФ 44,5 тыс. преступлений, последние два года динамика показывает, что это количество сокращается», - отрапортовал глава МВД. Он рассказал, что мигранты промышляют в России в основном грабежами, кражами и разбоями. Но бороться с ними помогает ФМС, которая решает этот вопрос депортацией и закрытием границ для нежелательных иностранцев.
Между тем, в МВД насчитали рост на 14% числа преступлений экстремистской направленности, а также противоправных деяний, совершенных в состоянии опьянения, в том числе наркотического. «Каждое второе такое преступление относится к тяжким и особо тяжким», - указал глава МВД.
Однако успехи правоохранителей высоко оценили только в «Справедливой России». Депутат этой фракции Татьяна Москалькова даже предложила переименовать министерство в ВЧК и «дать полномочия по наведению порядка и сохранению нашей страны в покое и безопасности». В частности, Москалькова хотела доверить полицейским борьбу с ценовым сговором, биржевыми спекулянтами и контрафактом.
Другие депутаты оказались совсем иного мнения о работе полиции, при этом наибольшую информированность продемонстрировали в «Единой России». Так, депутат этой фракции Александр Хинштейн раскритиковал Колокольцева за недостаточные усилия по борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью. «За последние годы по части 4 статьи 210 Уголовного кодекса (организация преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии) к уголовной ответственности не привлечен ни один человек», - возмутился Хинштейн.
Не соответствуют, по его словам, действительности и приведенные Колокольцевым данные о снижении количества тяжких преступлений. «Число особо тяжких преступлений в России продолжает расти, и в прошлом году их рост составил 9%», - указал парламентарий.
Коммунисты и вовсе заявили, что в МВД «бытует практика укрытия преступлений от учета». «По итогам 2014 года установлена лишь половина лиц, совершивших преступления, а в Москве раскрываемость преступлений составляет всего 27%», - заявил депутат от КПРФ Александр Ющенко. На что Колокольцев возразил, что раскрываемость росла все последние пять лет и только в 2014 году сократилась на 1,2%. «Мы не можем лакировать действительность и манипулировать статистикой. В целом, динамика положительная», - стоял на своем глава МВД.
Кто прав - депутаты или министр, предстоит еще разобраться. Между тем, замглавы Счетной палаты Вера Чистова сообщила, что МВД входит в тройку самых крупных получателей бюджетных средств. На содержание органов внутренних дел страна тратит порядка 1,2 трлн рублей в год (при этом 80% из этой суммы уходит на зарплаты, пенсии и так далее).
Хотя в этом году из-за кризиса содержание придется урезать на 100 млрд рублей, в результате органы внутренних дел ожидает увольнение части личного состава. «Сокращение пойдет по живому», - сказала Чистова, выразив надежду, что полицейских, работающих «на земле», трогать все-таки не будут. По словам единоросса Зураба Макиева, сократить придется до 10% работников, а уже с 1 февраля МВД якобы перестало брать на работу новых сотрудников.
Сам Колокольцев заверил, что у него есть небольшой резерв для сокращений, прежде всего за счет тех, кто занят сейчас охраной не критически важных объектов, которые могли бы перейти под крыло ведомственной охраны. Однако из его слов следовало, что людей в МВД не так уж и много, как кажется депутатам. Самая же большая проблема с участковыми, которые «задыхаются от работы», сказал глава МВД.
«Вы 30 лет в системе», - парировал некогда замминистра внутренних дел, а ныне руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. Он неожиданно посоветовал Колокольцеву «изменить курс» и «очистить систему».
Особенно пугает Васильева наметившийся рост преступлений среди самих сотрудников МВД. «Криминологический образ удручающий - это молодые люди 29-30 лет, в основном с высшим образованием, капитаны и майоры с десятилетним стажем. Вот такое у нас будущее», - опечалился депутат.
Елена Земскова