Posted 11 марта 2015, 15:14
Published 11 марта 2015, 15:14
Modified 31 марта 2024, 09:03
Updated 31 марта 2024, 09:03
Представитель российского МИД Антон Мазур в Вене сообщил иностранным партнерам, что РФ с 11 марта 2015 года полностью приостанавливает соблюдение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Кроме того, Москва приняла решение остановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ). По словам Мазура, этот шаг был предпринят, поскольку «практическая работа... почти полностью свернута». Дипломат уточнил, что Запад использует эту площадку, чтобы обращаться к Москве «с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами». «Продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным - с финансово-экономической», - объяснил глава российской делегации формальную мотивацию российской стороны. И добавил, что когда партнеры «созреют», Москва готова обсудить новый аналогичный договор.
Стоит напомнить, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе был заключен в 1990 году Советским Союзом и уже на момент своего подписания был по сути неактуальным. Договор устанавливал квоты на обычные вооружения для государств-участников НАТО и стран Варшавского договора, который к 1990-му году фактически распался. Тем не менее, Россия автоматически стала страной-участником ДОВСЕ как правопреемник СССР. А в 1999 году в качестве дополнения было подписано Соглашение об адаптации, регулирующее обычные вооруженные силы в Европе в связи с расширением НАТО. Ну а с 2007 года, когда президент Владимир Путин в первый раз приостановил участие России в ДОВСЕ, можно сказать, что этот договор фактически прекратил свое существование.
Тем удивительнее выглядят последние решения российского руководства. Как раз в тот момент, когда НАТО приняло решение о переброске небольших контингентов войск на территории своих стран-членов, непосредственно граничащих с Россией, а в ЕС началась дискуссия о создании единой армии Европейского Союза, Москва вдруг дала в руки западного генералитета мощный козырь. А чтобы уж никто не сомневался в намерениях российской стороны, директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов на следующий день после сообщения про ДОВСЕ напомнил «мировому сообществу», что у России есть право на размещение ядерного оружия на всей территории страны. Крым — не исключение, так как входит в состав РФ.
Казалось бы, мелочь, ведь Сергей Лавров говорил то же самое еще в конце 2014 года. Но на иностранцев почему-то это оказывает неожиданное воздействие. Например, вы практически пацифисты и не желаете, как Чехия и Словакия, чтоб на вашей территории размещались контингенты НАТО. Но тут вам показывают, как Крым, который еще год назад не был частью России, теперь становится не только базой российского Черноморского флота, но и стартовой позицией для ядерных ракет. При этом никаких ограничений по размещению танков и пехоты в любой части страны (и за ее пределами) Россия с марта 2015 года тоже не признает.
После таких аргументов нельзя исключать, что указанные страны могут и сами попросить о размещении ограниченных контингентов НАТО. Да и государства вроде Польши, которые еще вчера не были в восторге от идеи единой армии ЕС, теперь с радостью «скинутся» на ее создание.
Что там говорить, после таких заявлений страны, граничащие с Россией, или опасающиеся, что находятся в зоне ее «геополитических интересов», оплатят из своего кармана высадку на своей территории хоть марсиан, с условием, что инопланетяне пообещают «космический зонтик безопасности».
Против интересов России продолжает работать ошибочное убеждение российского руководства в правдивости пословицы «боятся – значит уважают». Обращаясь через голову государств Центральной и Восточной Европы, а равно и Еврокомиссии, напрямую к США, Кремль добивается прямо обратного эффекта. Вместо приостановки милитаризации Европы происходит резкое наращивание ее темпов. В Москве этого, похоже, не понимают. Если, разумеется, не предположить, что российские и западные военные дружно соблюдают негласный пакт об имитации нападения, чтобы максимально раздуть оборонные бюджеты.
Иван Преображенский