Posted 5 января 2015, 21:31
Published 5 января 2015, 21:31
Modified 31 марта, 09:58
Updated 31 марта, 09:58
Не стоит ждать в 2015 году позитивных изменений на отечественном медиа-рынке. Он продолжит сворачиваться и избавляться от всего иностранного или даже не вполне российского. При этом пострадают не только информационно-аналитические СМИ, но и сугубо развлекательные.
Как и ожидалось, 2014 год стал «черным» для российских медиа. Иначе и быть не могло. Уже в конце 2013-го было ясно, что ничего веселого журналистскую братию не ждет. Власть была настроена на дальнейшее «закручивание гаек». Однако тогда у СМИ хотя бы росли рекламные бюджеты. Ну а после того, как Россия по уши увязла в украинских проблемах и присоединила Крым, большинство федеральных СМИ прекратили изображать даже видимость объективности. Особенно свирепствовали центральные телеканалы. Они же понесли, судя по всему, и наибольшие финансовые потери, потому что рост на рекламном рынке не только прекратился, но и, по меткому выражению российских экономистов, показал «отрицательные темпы».
Окончательное оформление нового «эзопова языка», пожалуй, можно считать одним из главных итогов 2014 года. В следующем году на нем будут говорить практически все СМИ. Нас ждут «отрицательные темпы роста», «разнонаправленные векторы рождаемости», «некоторое снижение» уровня реальных доходов населения и живое обсуждение «украинского кризиса», что бы ни подразумевали разные комментаторы под этим обтекаемым выражением. Причем все это на фоне последствий от «присоединения Крыма», как пишут сегодня самые смелые российские издания, не желающие, по понятным причинам, обсуждать, чем отличается аннексия от воссоединения.
Именно на таком причесанном языке будут обсуждать российские СМИ происходящее внутри страны. Впрочем, «заигрывать» важные темы будет тем легче, чем меньше их останется. Показатель этого прост: все чаще россияне сталкиваются с тем, что их жизнь изменилась по воле законодателей или исполнительной власти, а они узнали об этом, только когда событие уже случилось — медиа их о нем не предупредили вовсе. А уж потому ли, что СМИ не в состоянии содержать в нынешних условиях необходимое количество профессиональных журналистов и редакторов и, соответственно, не справляются с новостным потоком, или потому, что о таких событиях им запрещено сообщать, — это уже не важно. Можно констатировать, что 2014-й был последним годом «задорной» российской прессы, а в 2015-м нас ждет уже полноценная «очистка» рынка от инакомыслия. В том числе за счет перехода в другие руки изданий, собственником или учредителем которых является иностранец или россиянин с видом на жительство в другом государстве.
«Правильно!» - скажут те, кто сам себя сегодня именует «патриотами». «Давно пора прекратить слушать ложь всех этих CNN и прочих BBC”, - добавят они так, будто не знают, что вместе с новостными медиа с российского рынка уйдут и развлекательные. Теперь любители путешествий останутся без Discovery, животных — без Animal Planet, а детишки — без Disney, потому что в России они были зарегистрированы как СМИ с иностранным участием. Однако своя прибыль в условиях кризиса важнее чужих потерь. Лоббисты из государственных медиа-холдингов (как говорят на рынке, именно они участвовали в формулировании поправок, запрещающих иностранцам владеть и учреждать СМИ в России) явно надеются, что реклама, которая сейчас идет на развлекательных иностранных телеканалах, естественным путем перетечет в государственные и просто лояльные Кремлю медиа-холдинги.
Кроме того, в 2015 году должен быть решен вопрос с газетой «Ведомости». У ведущего российского делового издания почти все собственники — зарубежные. Впрочем, газету не закроют, а продадут. Раньше ходили слухи, что она достанется некоему американскому посреднику, но теперь понятно, что издание перейдет напрямую в собственность одного из российских медиа-холдингов. Как и «Коммерсант», она перестанет быть независимой от власти, но закрывать ее никто не планирует. Как отмечают наблюдатели, максимум, что грозит «Ведомостям» - это закрытие отдела «Мнения» или его кадровая чистка. Слишком много громких критических статей на полосе этого отдела выходило в 2014 году, включая, например, текст профессора Андрея Зубова, из-за которого разгорелся скандал с его увольнением из МГИМО.
Впрочем, традиционная пресса, как и телеканалы и даже интернет-медиа в России, уже практически «зачищены», в наступающем году останется только «по сусекам поскрести», чтобы вычистить оттуда последнюю политическую крамолу. Это стало совершенно очевидно после того, как соответствующим контролирующим органам удалось добиться не только от российских, но даже от некоторых информационных сайтов, зарегистрированных на Украине, следования требованию не публиковать призывы прийти в январе следующего года на митинг в поддержку оппозиционера Алексея Навального.
Так что 2015-й при почти полном отсутствии традиционных СМИ, все еще нуждающихся в соответствующей обработке, безусловно, станет в России годом блогосферы и социальных сетей. Это следует хотя бы из того, как активно сейчас в администрации президента делят тему соцсетей. Публичные проявления этой борьбы видны невооруженным глазом – чего стоят, например, скандалы вокруг Кристины Потупчик, бывшего пресс-секретаря движения «Наши», а ныне, как говорят, одной из главных «смотрящих» за соцсетями при кремлевской администрации. Очевидно, что работу тех из соцсетей и популярных блогов, чьи хозяева не захотят сотрудничать с властями, заметно усложнят, а может быть, даже постараются сделать их недоступными для большинства россиян.
Примеры такой ограничительной деятельности мы видели уже в 2014 году, скажем, в случае с блогом того же Алексея Навального. Показательна и история с попыткой увольнения из редакции радиостанции «Эхо Москвы» журналиста Александра Плющева. В итоге журналиста удалось отстоять, его «гонитель» Михаил Лесин вскоре после «разборок» на «Эхе» покинул пост главы «Газпром-медиа», которому принадлежит радиостанция, однако главный эффект был достигнут: редакция одного из последних свободных СМИ страны приняла «Правила поведения в блогосфере», которые серьезно ограничивают право журналистов на частную жизнь и возможность высказывать личное мнение в соцсетях. Весьма вероятно, что теперь власть постарается эти правила распространить на сотрудников всех зарегистрированных в России СМИ. А заодно и блогеров.
В этом случае в 2015 году может сложиться очень интересная ситуация. В 2014 году популярных блогеров приравняли к СМИ. А раз так, то они должны будут, если на них распространят «правила имени Плющева», фактически прекратить высказываться на серьезные темы в своих собственных блогах. Ведь эти интернет-страницы, по мнению Роскомнадзора, являются средствами массовой информации. В раз так, то излагать там личное мнение сотрудники СМИ, в соответствии с правилами, на которые согласилась редакция «Эха Москвы», фактически не должны. Ну а кто является журналистом блога? Разумеется, сам блогер — ему и помалкивать.
Последняя тенденция, которая станет наверняка заметнее в 2015 году, — это активизация региональных медиа. Их в России осталось немного, разумеется, если говорить о хотя бы относительно независимых СМИ. Но при наличии Интернета и в условиях, когда центральные СМИ либо ведут откровенную пропаганду, либо стараются писать как можно осторожнее, используя «эзопов язык», «провинциалы» могут выйти на первый план. Достаточно вспомнить пример раскрутившегося в 2014 году уральского сайта Znak.com и публикацию в газете «Псковская губерния» статей депутата областного заксобрания и журналиста Льва Шлосберга, посвященных российским военным, погибшим в ходе боевых действий в Донбассе. За год Znak.com превратился в СМИ, активно читаемое и в столице; а о том, насколько мощным был эффект от статей Шлосберга, даже с учетом того, что власти эту информацию опровергали, говорит уже тот факт, что на него было совершено покушение.
Так что не исключено, что в 2015 году самыми популярными российскими СМИ могут неожиданно стать какие-нибудь «Ведомости заполярья» или «Урюпинский рабочий». Причем даже в том случае, если эти издания будут аффилированы с региональными властями. Ведь в субъектах Федерации многие сегодня недовольны тем, что большую часть тяжкой ответственности за экономический кризис центр пытается переложить на плечи губернаторов. Поэтому последние могут в будущем и закрыть глаза на слишком большие вольности со стороны подведомственных им журналистов.
В целом же для российских медиа предстоящий год приятным не назовешь. Их явно станет заметно меньше, а большинство из оставшихся будут еще менее свободны в высказывании не ангажированных мнений, чем годом ранее.
Иван Преображенский