Posted 9 июля 2014, 13:00

Published 9 июля 2014, 13:00

Modified 31 марта, 12:41

Updated 31 марта, 12:41

Крымские татары и русская бюрократия

9 июля 2014, 13:00
Запретив главе меджлиса крымских татар Рефату Чубарову въезд в Крым, российские чиновники уклоняются от адекватного описания причин. Неготовность государства называть вещи своими именами - оружие в руках его оппонентов.

Глава меджлиса крымских татар Рефат Чубаров составил компанию «запрещенному» Джемилеву, которому также не позволили вернуться на территорию Крыма. Он не смог перейти российско-украинскую границу, когда возвращался с выездного заседания меджлиса крымско-татарского народа в Херсонской области. Мероприятие проходило на территории Украины из-за введенного российскими властями в мае запрета на въезд в РФ одному из лидеров крымских татар Мустафе Джемилеву. По словам Чубарова, его остановили на пропускном пункте Чонгар, где прокурор Крыма Наталья Поклонская лично зачитала ему постановление о запрете на въезд в Крым до 4 июля 2019 года. Чубарову, которого в Крыму «ждали мама и друзья», оставалось лишь вернуться на материковую Украину.

И.о. премьера Крыма Сергей Аксенов заявил, что пятилетний запрет на въезд Чубарову связан с его действиями по разжиганию межнациональной розни в Крыму. "Все люди, которые пытаются сегодня посеять межнациональную рознь в Республике Крым, должны быть так или иначе изолированы. Эти вопросы в Крыму воспринимаются очень болезненно", - заявил он. По словам Аксенова, «все, кто будут пытаться сталкивать людей разных конфессий, на территории Крыма находиться не будут". Вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский говорит, что Чубаров «пытался нарушить межнациональный мир и согласие в Крыму». Зампред совмина Крыма Руслан Бальбек заявил, что Чубаров вел «антироссийскую риторику» по указаниям из Киева и в интересах «американских технологий».

«Сегодняшние власти, контролирующие территорию Крыма, исключили из своего диалога меджлис крымских татар, - парировал Рефат Чубаров на 23-й ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в Баку. - Им проще находить среди наших представителей отдельных людей, которые близки им по политическим и иным взглядам. И еще, реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый, кто публично выражает несогласие с действующей властью, должен ожидать ответных действий с их стороны, вплоть до арестов и судебных преследований”.

По словам Чубарова, репрессии против лидеров меджлиса также связаны с осенними выборами в местные органы власти Крыма, от участия в которых меджлис ранее демонстративно отказался. «В сентябре состоятся выборы в Государственный Совет Республики Крым и местные органы самоуправления, - напомнил он. - Избирательные законы, на основе которых будут проводиться выборы, практически не позволят крымским татарам избрать своих депутатов в органы местного самоуправления. Частично это связано с тем, что крымские татары расселены дисперсно. Всего в Крыму проживает около 300 тысяч крымских татар. Количество избирателей среди крымских татар - 180 тысяч из общего числа избирателей в 1,5 млн.человек. Потому предложенная избирательная система не позволит крымским татарам иметь представительство хотя бы на уровне своего процентного соотношения в крымском обществе. По этим и другим мотивам мы отказались от участия в предстоящих выборах».

С запретом на въезд Чубарова в Крым связан и еще один аспект взаимоотношений татар с властями полуострова – соотношение формальных и неформальных практик. Когда прокурор Поклонская зачитывала главе меджлиса на границе постановление, Чубаров потребовал переводчика с русского на татарский. Напомним, по конституции Крыма на полуострове действует три государственных языка – русский, украинский и крымско-татарский. И хотя это формальность, все помнят, что официальное трехъязычие было введено в период активных заигрываний Владимира Путина с татарами перед референдумом.

Чубаров, разумеется, не преминул этим воспользоваться. «Чтобы эта норма конституции не оставалась голословной, детей со школы нужно обучать всем трем языкам, которые являются государственными, - говорит теперь он. - На деле если в крымско-татарских школах изучение русского языка обязательно, то изучение крымско-татарского языка в русских школах происходит по желанию родителей. На уровне высшего образования обучение на крымско-татарском языке есть только на факультете филологии крымско-татарского языка».

Это можно было бы счесть «троллингом», но он не был бы столь эффективным, если бы власти в Симферополе, да и в Москве, не стеснялись называть вещи своими именами. "Меджлис имел большие возможности занять господствующее положение в общественной жизни крымскотатарской общины. В феврале-марте именно ему были сделаны серьезнейшие авансы со стороны российской власти. Но вместо этого экс-лидер Меджлиса Мустафа Джемилев избрал путь, традиционный для него и вполне понятный, – это путь диссидента. Все-таки миллион евро, которые он получил в качестве премии в Польше – это весьма впечатляющая сумма. В результате влияния Мустафы Джемилева Меджлис выбрал путь опозиционности", — поясняет крымский политолог Владимир Джаралла.

Однако в России, похоже, нет чиновника, который мог бы сказать: «Преференции, обещанные меджлису весной, были обусловлены его готовностью к конструктивному сотрудничеству с федеральными и местными органами власти. Поскольку лидеры меджлиса публично отказались от сотрудничества, органы власти Крыма и РФ также считают себя свободными от каких бы то ни было обязательств перед этой неформальной структурой». Пока эту очевидную истину озвучивают лишь политологи, чиновники же продолжают мямлить о коварных происках врагов и избегать реалий, пользуясь архаичным языком советской пропаганды. Уклонение от описаний реальности даже у лояльных граждан порождает ощущение слабости и неправоты говорящего. Причины этой немоты ровно те же, что и у отступления Кремля на Донбассе - дефицит внутренней легитимности. Правящий класс РФ слишком зависим от внешних оценок.

Тем временем, меджлис перестает быть монополистом общественного мнения среди татар. Ожидается, что в сентябре на курултае меджлис будет «переформатирован». Отказ организации от участия в выборах будет означать ее фактический уход из политической палитры Крыма, считает Владимир Джаралла.

По предположению эксперта, теперь в случае с активистами меджлиса можно говорить о создании "диссидентской сети". "Они возвращаются в 70-е годы, когда выстраиваются определенные информационные схемы: диссидентская сеть будет поставлять информацию на Запад, где станут всякий раз сообщать о каких-нибудь очередных "нарушениях" в Крыму", — разъяснил Владимир Джаралла.

Виктор Ядуха

Подпишитесь